Наталья Шагайда: «Как ажиотажный спрос влияет на экономику»

Наталья Шагайда, заведующая лабораторией аграрной политики Института Гайдара, рассказала «Секрету фирмы» насколько рационально поведение потребителей на фоне резко выросшего спроса на некоторые товары.

С 24 февраля практически ежедневно появляются сообщения о повышенном спросе на ряд товаров. Так, россияне закупались товарами для животных, женской гигиены, лекарствами, китайскими смартфонами. Однако самый большой и неожиданный спрос пришёлся на товары бакалейной группы – гречневую крупу, муку, подсолнечное масло, сахар и т. п. Ещё в начале марте ретейлеры начали ограничивать продажу этих продуктов в одни руки, но это не особо помогло.

Наталья Шагайда отмечает, что во многом поведение потребителей действительно нерационально. В начале пандемии отмечался ажиотажный потребительский спрос, который прежде всего коснулся товаров низкой стоимости и длительного хранения. Позже баланс спроса и предложения выровнялся. Но всё же ситуация отличается от весны 2020 года, когда девальвация рубля была ниже.

Так, покупка необходимых импортных лекарств впрок – вполне рациональное решение, с учетом роста курса валюты, сказала Наталья Шагайда. А вот покупка муки и круп – чисто эмоциональное поведение, считает она.

Может ли дисбаланс на том или ином товарном рынке навредить экономике и в конечном счёте самим потребителям?

Как показывает практика, управление ценами в магазинах в ручном режиме только усугубляет ситуацию. Но в долгосрочной перспективе поддержка отечественных производителей, борьба с монополизмом в торговле и ряд других стратегических мер могут вселить в потребителей уверенность в том, что нужные им товары с прилавков никогда не исчезнут.

Среда, 23.03.2022