Новая система маркировки товаров пока не вышла за рамки эксперимента

С 1 января 2018 г. на территории Российской Федерации планировалось ввести национальную систему прослеживаемости оборота товаров в форме их обязательной маркировки контрольными (идентификационными) знаками.

Для этого Минфином России был подготовлен проект федерального закона «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации»1, в соответствии с которым обязательной маркировке подлежат товары, потребление которых может нанести ущерб жизни и здоровью граждан, охране природы и культурных ценностей, безопасности государства. Как отметил глава ФНС Михаил Мишустин, «цель маркировки – не допустить в легальный оборот фальсифицированную, контрафактную и недоброкачественную продукцию»2.

Предварительно Правительством России было принято решение о реализации пилотного проекта по маркировке изделий из натурального меха в 2016 г., а в 2017 г. он стал проводиться также в отношении лекарственных препаратов. Однако на сегодняшний день маркировка не вышла за рамки эксперимента.

На первый взгляд, сама идея маркировки товаров, способная повысить прозрачность торговых операций и тем самым ослабить теневой сектор экономики, выглядит достаточно позитивной, ведь никто, например, не хочет покупать поддельные лекарства. Кроме того, возможность проверить легальность товара через интернет и при необходимости сразу сообщить о подделке делает систему маркировки достаточно прогрессивной с технологической точки зрения и эффективной в плане пресечения правонарушений, связанных с продажей нелегальных изделий.

Вместе с тем на уровне бизнеса соблюдение требований о маркировке может привести к отрицательным результатам, поскольку связана с существенным ростом предпринимательских затрат. Так, по оценкам Минэкономразвития, введение системы маркировки фактически обяжет предприятия закупать соответствующее оборудование, включая считывающие устройства, программное обеспечение, а также контрольные (идентификационные) знаки. Как уже показывает практика, для фармацевтических предприятий объем таких издержек варьируется от 6 до 32 млн руб. (по данным Заключения об оценке регулирующего воздействия законопроекта). Для предприятий с невысокой рентабельностью и для малых предприятий необходимость соблюдения новых требований вообще может оказаться непосильным бременем и стать причиной банкротства. При этом очевиден и негативный результат для населения как потребителя товаров: рост издержек приведет к росту цен, что в текущей экономической ситуации совсем не желательно.

В таких условиях стал актуальным вопрос о субсидировании предприятиям затрат на маркировку, но следует объективно оценивать финансовые возможности государства. Для фармацевтических компаний на эти цели из Фонда развития промышленности будут предоставляться целевые кредиты на льготных условиях. В этом году планируется выделить 1,5 млрд руб., но, по экспертным оценкам, этой суммы хватит лишь для поддержки 4% всего рынка фармацевтики3. Наряду с этим для эффективного функционирования системы маркировки в проекте закона предусмотрено осуществлять таможенный контроль, налоговый контроль и государственный контроль (надзор), что также будет сопровождаться увеличением нагрузки на бюджетную систему государства.

Владимир Громов – к.э.н., с.н.с. лаборатории исследований налоговой политики ИПЭИ РАНХиГС, с.н.с. Научного направления «Макроэкономики и финансы» Института Гайдара

_________________________________

1 http://regulation.gov.ru/projects#npa=52485
2 https://www.rg.ru/2017/11/22/mishustin-sistema-markirovki-lekarstv-eto-element-narodnogo-kontrolia.html
3 https://www.kommersant.ru/doc/3486454

Понедельник, 15.01.2018