Новое в борьбе с противодействием незаконным финансовым операциям

28 июня 2013 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 134 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».


Напомним, что проект этого закона был внесен на рассмотрение в Государственную Думу 24 декабря 2012 г., во время его рассмотрения и принятия в Госдуме шло активное обсуждение, вносилось большое количество поправок. Законопроект был возвращен при третьем чтении в процедуру второго чтения для внесения дополнительных поправок, касающихся последовательности вступления в силу отдельных статей закона.

Закон принят во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 12 января 2012 г. № Пр-65 Правительством РФ с участием представителей правоохранительных органов, Банка России и ФНС России в целях повышения результативности работы по выявлению и пресечению финансовых операций (в том числе с использованием «фирм-однодневок»), направленных на легализацию доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, получения коррупционных доходов.

Закон вносит изменения в пятнадцать федеральных законов, включая ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ, НК РФ и др. Среди государственных мер противодействия незаконным финансовым операциям, вводимых принятым Законом, следующие.

Приводятся к международным стандартам, в соответствии с требованиями ФАТФ, нормы российского законодательства в части расширения круга лиц, обязанных участвовать в исполнении требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», наделения органов оперативно-розыскной деятельности правом получать информацию по юридическим и физическим лицам, составляющим банковскую тайну; в области уголовной ответственности – ужесточаются меры за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, нарушение норм валютного законодательства о репатриации валюты, нарушение правил перемещения валютных средств через таможенную границу ТС в рамках ЕврАзЭС и др.

Законом предоставлено право налоговым органам получать информацию по банковским счетам и вкладам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. С 1 июля 2014 г. банки будут обязаны в течение 3-х дней сообщать в налоговые органы об открытии или о закрытии счетов, вкладов (депозитов), об изменении реквизитов счетов, вкладов (депозитов) физических лиц, а также по запросам налоговых органов предоставлять справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц.

Внесены изменения в соответствующие федеральные законы, касающиеся определения круга лиц, которым запрещено участвовать в управлении, учреждении, покупке акций страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов, лизинговых компаний, инвестиционных фондов, микрофинансовых организаций.

Законом внесен ряд поправок в ГК РФ и другие федеральные законы, обеспечивающих дополнительную защиту предпринимателей от рейдерства. В частности, более подробно прописаны процедуры регистрации организаций, внесения изменений в уставные документы, а также случаи и порядок обжалования незаконных действий по внесению изменений в государственный реестр юридических лиц или отказу в такой регистрации.

Нормы ГК РФ дополнены случаями и обязанностью ликвидационной комиссии инициировать банкротство ликвидируемых организаций.

Введено новое правило, согласно которому если после уведомления владельца банковского счета о его закрытии его владелец в течение 60-ти дней не обращается в банк за остатком денежных средств, они должны быть перечислены в Банк России на специальный счет.

Большое количество изменений внесено в части первую и вторую НК РФ. В частности, по истечении одного месяца со дня официального опубликования  закона вводится новый порядок взыскания недоимки по налогам со счетов зависимых и основных обществ.

Большое количество изменений касается предоставления налоговым органам дополнительных прав на запрос первичных документов налогоплательщиков при проведении камеральных налоговых проверок. Налоговым органам также предоставлено право истребовать документы и информацию вне рамок проведения налоговых проверок относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Внесено изменение в статью 119 НК РФ, согласно которому штраф за непредставление налоговой декларации будет взыскиваться с налоговых агентов и других лиц, в обязанности которых также входит представление налоговой декларации.

Внесен ряд изменений и уточнений в главу 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость», касающихся порядка обязательного представления декларации по НДС в электронной форме, уточнения порядка выставления и учета счетов-фактур и представления налоговых деклараций при осуществлении посреднических операций, а также лицами, которые не признаются плательщиками НДС, но у которых возникает обязанность по уплате НДС в бюджет. Существенная часть этих изменений вступает в силу в 1 января 2014 г.

Введены дополнительные нормы законодательства о бухгалтерском учете, обеспечивающие сохранность документов бухгалтерского учета при смене руководителей организации.

Статьей 20 закона внесены изменения в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», отменяющие специальные таможенные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору, в отношении сделок с участием юридических лиц, зарегистрированных в офшорных зонах, или при осуществлении расчетов по сделкам через офшорные зоны.

Необходимо отметить, что само по себе принятие указанного Закона в полной мере не влечет последствий для его нарушителей, так как требует своевременного принятия ряда подзаконных нормативных актов Правительства РФ и Банка России. Только после подготовки соответствующих нормативных актов у государства появится новый и достаточно эффективный ряд инструментов по борьбе с теневым бизнесом.

Н.Ю. Корниенко – к.ю.н., зав. лабораторией развития налоговой системы;  
Н.Ю. Постникова – научный сотрудник лаборатории развития налоговой системы

Вторник, 02.07.2013