Новый законопроект по пенсиям: есть угроза для ВЭБа

14 ноября Президент России Владимир Путин поддержал новый законопроект по пенсиям, который предполагает сокращение отчислений на накопительную часть пенсии с 6 до 2% от фонда оплаты труда, перераспределив 4% на страховую (распределительную) часть трудовой пенсии. Также президент предложил отсрочить вступление в силу этого законопроекта до 2014 г.


Важно то, что президент предложил предоставить гражданам возможность принять решение о вложении денег в негосударственные пенсионные фонды после 1 января 2014 г. Если имелось в виду, что в 2014 г. у граждан появится право выбора, оставаться ли им с накопительной частью пенсии в объеме 6% с их заработной платы, либо перенести 4% от соцвзносов в распределительную систему, а 2% оставить в накопительной, то такое решение можно признать наилучшим, поскольку оно снимает все политические претензии к структурному редизайну пенсионной системы. Кроме того, это решение сохраняет все финансовые институты, в частности НПФ (негосударственные пенсионные фонды).

Отмечу, что примерно 20% наших граждан уже выбрали НПФ, т.е. ушли из ПФР и управляющей компании ВЭБа. Доля таких граждан постоянно увеличивается, поскольку многие НПФ приносят доходность выше инфляции.

Ранее выдвигалось много претензий к накопительной системе пенсий. Фактически значительная доля неэффективности проистекала из двух вещей. Во-первых, макроэкономическая ситуация в предыдущие годы, при которой в России были отрицательные процентные ставки (ниже инфляции). В этих условиях накопления были бессмысленными. В последние два года ситуация изменилась – даже банковский депозит приносит доходы на 1–2 п.п. выше инфляции. Соответственно накопления становятся осмысленным мероприятием.

Во-вторых, низкая доходность НПФ обусловлена консервативностью их инвестиционного портфеля, которая навязана им государством. Причиной такого положения служит требование к НПФ о положительной номинальной доходности пенсионных накоплений в течение года, это фактически означает запрет на инвестирование в акции, так как на горизонте инвестирования в 1 год доходность от вложения в акции непредсказуема. Вместе с тем в долгосрочном периоде только инвестиции в акции приносят стабильно высокую положительную доходность. Сейчас вложения в акции составляют не более 10%. Если снять требование о номинальной положительной доходности в течение года, то НПФ будут инвестировать в более доходные бумаги.

Описанная выше интерпретация слов Президента не создает угроз для системы НПФ. Есть угроза для ВЭБа: если средства так называемых «молчунов» будут перенаправлены в распределительную систему, то основным проигравшим будет ВЭБ – он потеряет свои деньги.

Но это некатастрофично. Это обозначает лишь перераспределение денег внутри госбюджета. ВЭБ в основном вкладывал в облигации государственного займа, т.е. в госдолг. По сути дела эти накопления мы трансформировали в долг, которым закрывали тот же дефицит пенсионной системы. Теперь мы закроем дефицит пенсионной системы напрямую без ВЭБа и госдолга.

В.С. Назаров – зав. лабораторией бюджетного федерализма


Среда, 14.11.2012