Нынешний бюджет направлен на макроэкономическую стабильность

Госдума на пленарном заседании 19 октября 2012 г. приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2013 г. и плановый период 2014–2015 гг. Депутаты поддержали главный финансовый документ страны при условии доработки ко второму чтению.


Депутаты Госдумы сетуют на то, что бюджет на 2013 г. не является бюджетом  развития, как это было в предыдущие годы.  

Мы долгие годы гордились тем, что называли  главный финансовый документ страны  «Федеральным бюджетом развития». За последнее десятилетие мы создали десятки институтов развития – особые экономические зоны, инвестфонд, ВЭБ, Роснано, Сколково – порядка 30 проектов и институтов.

Увлекаясь масштабными инвестрасходами, мы не задумываемся о том, что за масштабными инвестициями последует этап затрат на обслуживание многочисленных проектов. Одно неправильное масштабное решение, принятое на федеральном уровне, в будущем может лечь тяжелым бременем на плечи регионов. Сейчас мы впервые признали, что инвестиционные проекты не дают того эффекта, на который рассчитывали ранее. Они не оправдали даже самые скромные первоначальные ожидания.

Нынешний бюджет направлен не на развитие, а на макроэкономическую стабильность, поэтому мы его сводим с минимальным дефицитом, который к 2015 г. должен быть на нулевом уровне. Никаких  новых политических финансово емких проектов в этом бюджете нет, остались старые.

Мы приняли бюджетное правило, которое не позволяет увлекаться разбазариванием бюджета и увлекаться авантюрами. С 2013 г. при планировании бюджетных ассигнований будет действовать более строгая привязка к ожидаемым доходам: «предельные расходы федерального бюджета не должны превышать объем доходов при базовой цене более чем на один процент валового внутреннего продукта». Еще один момент – это возможность распоряжаться Резервным фондом по решению Правительства, а не через внесение изменений в закон о бюджете, т.е. это важная превентивная мера в ожидании кризиса.

Если говорить о готовности к кризису, то бюджет планировался исходя из цены на нефть в 97 долл./барр. на 2013 г. и 101–104 долл. на 2014–2015 гг. При падении цены до 60 долл./барр. выпадет порядка 3,5% ВВП.

Для нашего бюджета дефицит в 3–4% – уже  беспрецедентная ситуация.  Мы обеспечиваем сбалансированность бюджета при дефиците 0–2%.

В любом случае массового секвестирования, скорее всего, не будет – для этого цена на нефть должна рухнуть наполовину. Традиционно урезают принимаемые обязательства, в первую очередь инвестиционного характера, путем откладывания сроков начала инвестпроектов. До зарплат дело не дойдет, так как на эту «благую» цель не пожалеют средств Резервного фонда.

И.А. Соколов – к.э.н., зав. лабораторией бюджетной политики

Вторник, 23.10.2012