О федеральном бюджете на 2012–2014 гг.

На заседании Правительства Российской Федерации 21 сентября 2011 г. был рассмотрен проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».


Сразу обращает на себя внимание тот факт, что в сравнении с основными параметрами первоначально утвержденного закона о федеральном бюджете на 2011–2013 гг. оценки бюджетных доходов на 2012 г. и 2013 г. увеличились в среднем на 3 п.п. ВВП. Во многом это обусловлено более оптимистичными прогнозами цен на нефть марки «Юралс» и ускоренными темпами индексации ставок акциза на табачную и алкогольную продукцию. Еще более усиливается роль таможенных пошлин, НДС и НДПИ в объеме прогнозируемых доходов на ближайшие три года: на их долю будет приходиться порядка 85% всех поступлений.

Расходы федерального бюджета в сопоставлении с прошлогодними ориентирами вырастут лишь на 1,5 п.п. ВВП, что будет обеспечивать более скромные параметры дефицита бюджета (в пределах 1,5% ВВП). В 2012–2014 гг. планируется увеличить объем  расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности. Это связано с проведением реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также переводом с 1 января 2012 г. финансового обеспечения полиции на федеральный уровень. Наращивание финансирования блока расходов, связанных с обеспечением национальной безопасности, будет компенсировано как снижением объемов поддержки национальной экономики за счет сокращения объемов субсидирования отдельных секторов экономики, завершения ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства, так и частичной передачей финансирования образования и здравоохранения на другие уровни бюджетной системы.

Несмотря на улучшение сальдо федерального бюджета, по-прежнему вызывает беспокойство размер ненефтегазового дефицита, который с 12,5% ВВП в 2010 г. к 2014 г. должен уменьшиться лишь на четверть (до 9,2% ВВП). В то же время, по оценкам Министра финансов РФ А.Л. Кудрина, приемлемым для стабильности бюджетной системы его значение можно считать на уровне 5-6% ВВП, т.е. показателя 2008 г.

И.А. Соколов – к.э.н., зав. лабораторией бюджетной политики

Пятница, 23.09.2011