О налоговой гармонизации в Таможенном союзе

C 1 января 2012 г. вступило в силу Единое экономическое пространство. Рассмотрим, как организовано это правовое пространство стран – участниц Таможенного союза, в котором осваиваются наше предпринимательское сообщество и бюджет.


Согласно Решению № 3 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества «О формировании Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества» (принятого в г. Бишкеке 10.10.2008)1 данный договор как международный акт вступил в силу 10.10.2008 г.2 Российской Федерацией договор ратифицирован Федеральным законом от 27.10.2008 № 187-ФЗ3 (в Республике Беларусь – Законом РБ от 9 июля 2008 г. №380-З, в Республике Казахстан – Законом РК от 24 июня 2008 г. № 44-IV).

При этом еще 23 февраля 2003 г. Президенты Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство (ЕЭП), и 19 сентября 2003 г. было подписано Соглашение (вместе с Концепцией) о формировании ЕЭП. В России Соглашение о формировании ЕЭП было ратифицировано Государственной Думой РФ 20 апреля 2004 г. (Федеральный закон от 22.04.2004 № 22-ФЗ)4 и вступило в силу 20 мая 2004 г. Также в апреле 2004 г. Соглашение было ратифицировано парламентами Республики Беларусь и Республики Казахстан. Украина отказалась вступать в  Единое экономическое пространство, считая участие в данном виде интеграции для себя неперспективным.

В связи с тем, что цели и задачи ЕЭП фактически совпадают с целями Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС)5, в июне 2006 г.  государствами – участницами Таможенного союза  было принято решение о продолжении работы по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, но с учетом опыта ЕЭП.

В ноябре 2011 г. главами государств Белоруссии, Казахстана и России, помимо прочих документов, была подписана Декларация о Евразийской экономической интеграции6, которой закреплен переход к ЕЭП с 1 января 2012 г. ЕЭП основывается на принципах Всемирной торговой организации и является открытым для присоединения других государств.

Для формирования ЕЭП и его оптимального функционирования необходимо стремиться к обеспечению равных условий осуществления хозяйственной деятельности между участниками интеграционного объединения. Это возможно осуществить в первую очередь посредством реализации единой налоговой политики, а также гармонизации налогового законодательства государств – членов интеграции.

На сегодняшний день в рамках Таможенного союза осуществлена гармонизация налоговых систем Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в области косвенного налогообложения (НДС и акцизов). Так, был принят блок международных актов, регулирующих основные направления взимания косвенных налогов:
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г.;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г.;
  • Протокол о внесении изменений в Соглашение от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» от 11 декабря 2009 г.;
  • Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов и Приложения к нему.

Одновременно было внесено множество изменений в национальные законодательства каждого государства Таможенного союза.

Вместе с тем обращают на себя внимание некоторые недочеты в проведенной работе (в том числе отсутствие единой терминологии, разрозненность содержания схожей терминологии, различные налоговые ставки в отношении одинаковых товаров, отличный друг от друга перечень подакцизных товаров и др.). В настоящее время Россия, согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов7, продолжает работу, направленную на гармонизацию ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию между государствами – членами Таможенного союза, посредством осуществления переговоров с государствами-участницами Таможенного союза с целью всесторонней оптимизации процесса интеграции.

Таким образом, можно сделать вывод, что в целом достигнут  определенный уровень гармонизации налоговых систем стран – членов Таможенного союза в отношении косвенного налогообложения, но требуется продолжение работы как в части поступательного совершенствования гармонизации косвенного налогообложения, так и в отношении гармонизации налоговых систем Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с целью оптимизации интеграционных процессов в рамках ЕЭП.

Н.Ю. Корниенко – к.ю.н., зав. лабораторией развития налоговой системы;
Н.А. Ефимова – научный сотрудник лаборатории развития налоговой системы.


1 http://www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/Perechen_MDTS.aspx (официальный сайт Таможенного союза)
2 Собрание законодательства РФ. 21.03.2011. № 12. Ст. 1552;  «Бюллетень международных договоров» № 7. 2011.
3 Собрание законодательства РФ. 03.11.2008. № 44. Ст. 4993.
4 Собрание законодательства РФ. 26.04.2004. № 17. Ст. 1589.
5 Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан 10 октября 2000 г. главами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан, его целью является оптимизация работы по формированию Таможенного союза и Единого экономического пространства во исполнение Соглашений о Таможенном союзе от 9 и 25 января 1995 г., а также Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.
6 СПС «КонсультантПлюс».
7 СПС «КонсультантПлюс».

Среда, 16.01.2013