О новых налоговых льготах по доходам в виде прироста капитальной стоимости активов

В 2010 г. неоднократно высказывались предложения о предоставлении налогового освобождения доходам в виде прироста капитальной стоимости активов для проектов с долгосрочными инвестициями1. В конце года Налоговый кодекс РФ был дополнен положениями, освобождающими от налогообложения доходы организаций и физических лиц в виде прироста капитальной стоимости долей участия в капитале и акций российских компаний при условии, что такие активы непрерывно принадлежали налогоплательщику более 5 лет2.


Льгота распространяется на акции высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, а также на необращающиеся акции российских компаний. Порядок отнесения обращающихся ценных бумаг к высокотехнологичному (инновационному) сектору экономики должно установить Правительство РФ.

Льгота применяется для долей участия в капитале и акций российских компаний, приобретенных начиная с 1 января 2011 г., таким образом, ей можно будет воспользоваться при реализации таких активов с 1 января 2016 г.

Данная льгота может рассматриваться как соответствующая задаче стимулирования инвестиций в инновационный сектор экономики, вместе с тем она несет значимые риски для налоговой системы, среди которых прежде всего необходимо отметить следующее. Освобождение от налогообложения доходов от реализации акций и долей участия в капитале, особенно если оно распространяется на реализацию крупных пакетов, создает возможность вывода из-под налогообложения доходов в виде прироста капитальной стоимости активов, которые под налоговое освобождение не подпадают. Такие доходы выводятся из-под налогообложения, если реализуются не сами активы, стоимость которых увеличилась (здание, земля, имущественный комплекс), а акции или доли участия в капитале организации, на балансе которой находятся эти активы. Противодействие подобным схемам требует, в частности, четких и действенных механизмов переквалификации сделок для целей налогообложения и обжалования соответствующих решений, эффективной судебной системы. Иначе предоставление рассматриваемой льготы создает риски общего ухудшения инвестиционного климата, связанные с избирательным правоприменением.

Т.А. Малинина – зав. лабораторией налоговой политики


 1 См., напр.: Капиталу укажут путь // Ведомости. 2010. № 46 (2564); Модернизация: Освобождение предпринимателя  // Ведомости. 2010. № 115 (2633).
 2 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ.

Вторник, 25.01.2011