О принципах ответственной бюджетной политики на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.

На Расширенном заседании Коллегии Минфина России 14 апреля 2009 г. Министр финансов А. Кудрин обозначил необходимость сокращения бюджетных расходов в 2010 г. В ближайшее время Минфин России подготовит проект основных направлений бюджетной политики на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. В связи с этим представляется актуальным рассмотреть основные принципы бюджетной политики Российской Федерации на ближайшие три года.


В качестве важнейших принципов ответственной бюджетной политики в период экономического кризиса целесообразно предложить следующие:

1) сценарный подход к формированию доходной и расходной части федерального бюджета – для этого необходимо сделать прогноз доходов федерального бюджета в различных макроэкономических условиях (консервативный, базовый и оптимистический сценарии), все расходные обязательства федерального бюджета разделить на 3 группы в зависимости от приоритетности расходов и срока действия обязательств во времени, увязав их с различными сценариями развития поступления бюджетных доходов;

2) сбалансированность бюджета – расходная часть бюджета в 2010-2012 гг. должна быть такой, чтобы бюджет был сбалансированным (расходы, которые нельзя сократить в очередном финансовом году, должны покрываться доходами по консервативному варианту развития экономики, а расходы, которые могут быть сокращены в плановом периоде, должны покрываться доходами федерального бюджета по базовому сценарию). При этом допустимо появление «технического» дефицита федерального бюджета (например, связанное с тем, что развитие пошло по консервативному сценарию, но некоторые расходы группы все равно надо финансировать в течение года) в размере не более 3% ВВП. Более значительный бюджетный дефицит создает девальвационные ожидания и влияет на ускорение инфляции;

3) ответственность перед будущими поколениями и недопустимость популизма в сфере пенсионного обеспечения – негативный демографический тренд является стратегическим долгосрочным вызовом для пенсионной системы России, в этих условиях взятые государством обязательства только в сфере пенсионного обеспечения означают рост дефицита федерального бюджета в 2010 г. почти на 2% ВВП. Поскольку возможности государства по финансированию пенсионной системы в ближайшие годы будут существенно ограничены, было бы целесообразно сосредоточить ресурсы на наиболее важном направлении – ликвидации бедности среди пенсионеров, то есть ограничиться доведением минимальной пенсии до уровня прожиточного минимума;

4) приоритетность поддержки населения перед поддержкой бизнеса – представляется, что расходы федерального бюджета должны быть жестко ориентированы на поддержку населения в целях недопущения резкого падения уровня жизни, снижения качества и доступности бюджетных услуг, при этом объемы и направления поддержки бизнеса целесообразно свести к минимуму;

5) более сильное сокращение финансирования неприоритетных статей бюджетных расходов (или расходных статей, финансирование которых в предыдущие годы было искусственно раздуто) вместо пропорционального снижения всех расходных обязательств – при сопоставлении некоторых расходных статей российского бюджета с аналогичными статьями бюджетов стран ОЭСР в 2008 г. можно выявить определенные резервы для сокращения по статьям национальная безопасность и правоохранительная деятельность и национальная экономика. Одновременно представляется возможным увеличение финансирования по статье национальные оборона для перехода к 100%-ному укомплектованию вооруженных сил Российской Федерации контрактниками. Военная реформа будет носить антикризисный характер, поскольку положительно повлияет на структуру занятости: безработные граждане смогут трудоустроиться в вооруженных силах, а востребованные экономикой специалисты смогут продолжить обучение или работу по гражданским специальностям;

6) организация бюджетного процесса, ориентированного на результат – необходимо, чтобы совершенствование бюджетного процесса носило комплексный характер и включало в себя ряд направлений, основными из которых являются раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств, а также использование инструментов оценки результативности бюджетных расходов и обеспечение учета подобной оценки в бюджетном планировании.

Реализация перечисленных принципов позволит сделать бюджет Российской Федерации механизмом институциональной модернизации страны, а не предметом торга отраслевых лоббистов.

В.С. Назаров – к.э.н., зав. лабораторией бюджетного федерализма

Вторник, 28.04.2009