О присоединении Украины к ВТО

После 14 лет переговоров 25 января с.г. на своем итоговом заседании Рабочая группа по присоединению Украины к Всемирной торговой организации (ВТО) утвердила пакет документов по условиям членства этой страны. Данный пакет включает Доклад Рабочей группы, списки обязательств (уступок) по доступу на рынки товаров и услуг, проекта решения Генерального Совета ВТО относительно присоединения Украины и Протокола о присоединении.


5 февраля 2008 г. на регулярном заседании Генерального Совета ВТО этот пакет документов был одобрен. Для того чтобы стать 152-м членом ВТО, согласно установленным процедурам, Украина должна в 6-месячный срок ратифицировать указанный пакет документов и уведомить об этом Секретариат ВТО. После этого через 30 дней страна автоматически становится полноправным членом ВТО. Таким образом, начав, как и Россия, в 1993 г. переговорный процесс, Украина завершает этот марафон.

На данном этапе у страны-соискателя не возникло традиционной для большинства стран постсоветского пространства проблемы с США – еще в начале 2006 г. американская администрация вывела Украину из-под действия пресловутой поправки Джексона-Веника, а также предоставила статус страны с рыночной экономикой.

Хотя на процедуру ратификации ВТО предоставляет присоединяющейся стране 6 месяцев, этот срок не является жестким и может быть продлен. В этой связи самым актуальным вопросом является способность Верховной Рады Украины, учитывая нынешнюю политическую ситуацию в стране, в достаточно сжатые сроки принять необходимые поправки в законодательство по таможенно-тарифным и налоговым вопросам и ратифицировать пакет документов по присоединению.

С учетом этого, можно сделать ряд выводов из членства Украины в ВТО и последствий для процесса присоединения России к этой организации.

Получив полноправное членство, Украина, согласно процедурам, имеет право сразу же стать членом Рабочей группы по присоединению России к ВТО и объявить о намерении начать двусторонние переговоры с нашей страной по доступу на рынки товаров и услуг, а также по так называемым системным вопросам, включая такие проблемы, как ценообразование, таможенные процедуры, применение защитных мер в торговле и т.д.

Несмотря на различные заявления о нецелесообразности подобных переговоров, следует исходить из того, что украинская сторона может предъявить России довольно жесткие требования по широкому кругу проблем, которые существуют в двусторонних торгово-экономических отношениях. Достаточно сказать, что в настоящее время по количеству торговых споров и действующих ограничений Украина занимает одно из первых мест среди ведущих партнеров России. В свою очередь, украинская сторона оценивает дисбаланс во взаимной торговле в 6 млрд долл., а потери от российских ограничительных мер в 3 млрд долл. (в 2007 г. общий экспорт Украины оценивался примерно в 50 млрд долл.).

Поэтому весьма логично, что Украина уже заявила о намерении вернуться к проблемному Соглашению о свободной торговле между двумя странами (подписано в 1993 г., но не вступило в силу), многие положения которого представляются неприемлемыми для российской стороны. В этих условиях трудно предсказать финальные итоги и сроки завершения двусторонних переговоров между Украиной и Россией. Необходимо отметить еще один важный момент, связанный с крайне либеральными обязательствами Украины в области доступа на рынки товаров и услуг. В частности, средневзвешенный импортный тариф по промышленным товарам составит менее 5%, а по сельскохозяйственной продукции – 10,7%. В сфере услуг приняты обязательства по открытию практически всех секторов для иностранных поставщиков. Объем ежегодной поддержки сельского хозяйства в рамках «желтой» корзины зафиксирован фактически на минимально допустимом уровне – 5% от валового производства отрасли и 613 млн долл. дополнительно.

По системным вопросам в Докладе Рабочей группы сформулированы принципиально новые обязательства, далеко выходящие за рамки требований и правил ВТО, в том числе по применению экспортных пошлин, защите прав интеллектуальной собственности, деятельности государственных торговых предприятий и др. Таким образом, создан неблагоприятный для России прецедент, который, как ожидается, может негативно отразиться на качестве ее будущих прав и обязательств в ВТО.

Как представляется, присоединение Украины создает дополнительные трудности (помимо существующих известных проблем) для присоединения России к ВТО в ближайшем будущем. В свою очередь, украинская сторона сразу после получения официального членства планирует продолжить процессы евроинтеграции и начать полномасштабные переговоры с ЕС о создании зоны свободной торговли, о чем уже было объявлено обеими сторонами.

А.А. Пахомов – к.э.н., Директор центра исследований международной торговли АНХ,
С.В. Приходько – к.э.н., Исполнительный директор ИЭПП

Четверг, 07.02.2008