О проекте бюджета США на 2014 финансовый год

10 апреля бюджетным управлением администрации президента США с двухмесячной задержкой относительно установленного срока опубликован проект федерального бюджета США на 2014 финансовый год, в котором предложено сократить расходы министерства обороны по сравнению с текущими на 3,9 млрд долл. США (или 0,7%) – до 526,6 млрд (3,1% ВВП).


Расходы на военные операции за границей остаются пока неопределенными, но министр обороны США Ч. Хейгел 11 апреля сообщил Конгрессу, что на них зарезервировано около 88,5 млрд долл. США (0,5% ВВП), что примерно соответствует текущим ассигнованиям. В целом по разделу «Национальная оборона» функциональной классификации на следующий год предлагается ассигновать 648,9 млрд долл. США (3,8% ВВП).

В сопровождающем бюджет обращении к Конгрессу президент США Б. Обама подчеркивает, что одной из основных целей исполнительной власти является сокращение госдолга и бюджетного дефицита, и что предлагаемый им 10-летний финансовый план обеспечит к 2023 г. бюджетный дефицит ниже 2% ВВП. Обращает на себя внимание то, насколько решительно администрация США готова сокращать свои военные расходы: как следует из таблицы S-6 на с. 191 проекта, к 2023 г. военное обременение экономики за счет незащищенной части расходов на национальную оборону будет снижено до 2,4% ВВП, т.е. более чем в 1,5 раза относительно текущего уровня в 4,0% ВВП.

Для сравнения замечу, что опубликованный Минэкономразвития России 25 марта «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» в части расходов на оборону и безопасность почему-то уповает на не принятые политические решения и оставляет соответствующее обременение экономики в 2020 г. практически неизменным по сравнению с наблюдавшимися в 2012 г. 5,9% ВВП, полагая, очевидно, возможным компенсировать интенсивный рост военных расходов, связанный с перевооружением,  снижением расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. По некоторым оценкам, для этого долю соответствующих расходов относительно ВВП в 2020 г. придется сократить до 1,7% с 2,9% в 2012 г., т.е. более чем на 1 п.п., что сейчас представляется явно нереалистичным.

Ну, а в целом же видимые отклонения предлагаемого президентом Б. Обамой варианта от базового, как всегда, не позволяют рассчитывать на бездумный «одобрямс» со стороны американских конгрессменов и сенаторов. И тут им и их избирателям можно только позавидовать.

С бюджетной заявкой министерства обороны США на 2014 г. можно ознакомиться здесь.

В.Б. Зацепин – к.воен.н., зав. лабораторией военной экономики

Понедельник, 15.04.2013