О проекте Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.

31 декабря 2010 г. Министерство экономического развития обнародовало проект Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.


Стратегия написана не с чистого листа, в ней упоминаются некоторые положения и результаты документа-предшественника – Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 г. и констатируется отставание по большинству показателей. К сожалению, анализа причин отставания и, соответственно, учета прошлых ошибок, в новой Стратегии нет. Однако следует отметить, что отчасти это – не недочет разработчиков, а результат отсутствия не только исследований, но даже и базовых показателей по ряду реализуемых мер научной и инновационной политики.

В документе приводятся три варианта инновационной стратегии, для каждого из которых сделан анализ перспектив, преимуществ, проблем и рисков. Анонсируется, что оптимальной является «смешанная стратегия», которая и принимается за основу.

В области развития науки в Стратегии выделен ряд приоритетов:
  1. комплекс мер по наращиванию науки в вузах. При этом тема интеграции вузов с другими организациями звучит, но не акцентируется и никак не разъясняется;
  2. создание национальных исследовательских центров, причем по модели НИЦ «Курчатовский институт». Однако то, насколько эффективна его деятельность, – и, соответственно, нужно ли тиражировать эту модель, – вызывает оживленные дискуссии в научном сообществе. Есть опасения, что модель НИЦ – это модель монополизации отдельных направлений исследований, а монополизация вряд ли может быть стимулом к повышению эффективности;
  3. кадровая политика. В этом подразделе сказано много правильных слов о необходимости увязывать заработную плату с результатами работы, освобождаться от неэффективных сотрудников, о введении возрастного ценза на занятие руководящих постов, о создании условий для карьерного роста молодых. По сравнению с другими подразделами «кадровый» подраздел можно считать наиболее проработанным;
  4. cовершенствование финансовых механизмов, ориентация на приоритетные направления научно-технологического развития, оптимизация работы грантодающих организаций. Это направление также не новое. Примечательной является тема совершенствования работы государственных научных фондов – от традиционных слов о необходимости роста их бюджетного финансирования до важности привлечения зарубежных экспертов к оценке проектов. Однако именно этот подраздел наводит на мысли о том, что Стратегия и реальная жизнь научного комплекса существуют в каких-то параллельных мирах, потому что планы, обозначенные в Стратегии, находятся в полном противоречии с реальным бюджетным процессом, согласно которому финансирование научных фондов к 2013 г. будет сокращаться.

Таким образом, в разделе «Эффективная наука» достаточно ясно изложена позиция правительства по вопросу о том, каким оно видит научный комплекс страны к 2020 г. Это видение спорное, и при этом недостаточно подкреплено аргументами. С уверенностью можно говорить о том, что наука к 2020 г. будет, но вот эффективная ли – этот вопрос остается без однозначного ответа.

И.Г. Дежина – д.э.н., ведущий научный сотрудник лаборатории экономики социальной сферы

Пятница, 21.01.2011