О возможности создания Попечительского совета ВУЗа и формирования фонда целевого капитала

Эффективная модель функционирования учебного заведения высшего профессионального образования (далее – ВУЗ) определяется современными технологическими, экономическими и демографическими тенденциями развития страны. Учитывая современные тенденции развития, задачи, стоящие перед учебным заведением, можно сформулировать следующим образом: обеспечение высококачественного, то есть конкурентоспособного на международном рынке непрерывного образования; обеспечение консультационных услуг для органов государственного и муниципального управления, для отраслей народного хозяйства; интеграция образовательной деятельности ВУЗов с другими основными видами деятельности – научными исследованиями, консалтингом, управлением.

Для обеспечения улучшения качества предоставляемых образовательных услуг и более тесного взаимодействия между бизнесом, обществом и образовательным учреждением представляется возможным создание Попечительского совета ВУЗа (в соответствии с законами об образовании и о высшем и послевузовском образовании уставом ВУЗа может быть предусмотрено создание попечительского совета), а также в целях финансовой стабильности учреждения – формирование фонда целевого капитала.

Создание Попечительского совета ВУЗа

Одной из основных целей ВУЗа в процессе своей деятельности является необходимость постоянно улучшать качество образования и в перспективе достичь уровня мировых стандартов. Выполнение этой задачи обычно осуществляется путем усиления практической направленности образования при взаимодействии с организациями, работающими в области специализации ВУЗа; более глубокого изучения теоретических основ преподаваемых в ВУЗе дисциплин; развития научной базы ВУЗа и превращения научных исследований в неотъемлемый компонент образовательного процесса.
Еще одним способом достижения цели улучшения качества образования можно признать наличие Попечительского совета ВУЗа.
Попечительский совет будет являться постоянно действующим консультативным органом ВУЗа, создаваемым в целях оказания содействия в решении актуальных задач развития учреждения как центра непрерывного образования для подготовки высококвалифицированных специалистов в выбранных сферах деятельности. Попечительский совет будет способствовать улучшению материально-технического обеспечения учебно-методического комплекса, лучшему позиционированию ВУЗа в публичном пространстве, расширению взаимодействия ВУЗа с органами государственной власти и управления, активизации сотрудничества с бизнесом, включая международное сотрудничество.
Попечительский совет должен быть создан по решению высшего органа управления ВУЗа – Ученым советом из числа представителей органов власти и управления, научных и образовательных учреждений, представителей деловых кругов, общественных объединений и иных лиц, заинтересованных в совершенствовании деятельности и развитии данного ВУЗа, в том числе, иностранных, а также представителей самого ВУЗа. Состав Совета, с непосредственным участием чиновников и представителей бизнеса, формируется так, чтобы он был способен обеспечить соответствие планов подготовки специалистов потребностям российской экономики.
Несомненно, фактором, развивающим тесные связи общества, бизнеса и государства, является сильная зависимость госсектора и частных предприятий от обеспеченности квалифицированными кадрами, в подготовке и повышении квалификации которых по-прежнему главную роль играет государственные высшие учебные заведения. Многие ВУЗы ориентируются на свою специализированную образовательную нишу и способны обеспечить не только начальную подготовку, но и постоянную последующую переподготовку кадров. В целом вложения в человеческий капитал выгодны для всего общества, и чем качественнее будет система образования, тем больше будет отдача и бизнесу, и государству для роста конкурентоспособносности экономики.
Имеющиеся многочисленные проблемы высших учебных заведений, связанные с необходимостью повышения качества образования, с наличием профессионального преподавательского состава, с адаптацией к жестким конкурентным условиям, с обеспечением контроля за деятельностью учреждения и с недостаточностью финансирования, требуют определенных мер. Для более эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон и предлагается создание Попечительского совета ВУЗа, члены которого будут поддерживать ВУЗ и развивать связи и взаимные интересы общества, государства и бизнеса.
Члены Попечительского совета также имеют право участвовать в заседаниях высшего органа управления – Ученого совета с правом совещательного голоса.
Попечительский совет будет проводить свои заседания по мере необходимости. Его решения являются обязательными для руководства ВУЗа, принимаются решения на заседании (либо путем опроса) большинством присутствующих членов.
В функции Попечительского совета будут входить не только содействие расширению связей ВУЗа с государственными, муниципальными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, обеспечение его деятельности потребностям общества в образовательных услугах, но и содействие в привлечении финансовых ресурсов для обеспечения образовательной и научной деятельности ВУЗа; разработка и принятие программ долгосрочного развития учреждения; обеспечение мер по реализации перспективных программ, способствующих повышению качества подготовки специалистов и др. Иными словами Попечительский совет будет напрямую участвовать в деятельности ВУЗа и осуществлять контроль за количеством и качеством подготовки студентов и слушателей, устанавливать тесные связи с другими высшими учебными заведениями, включая зарубежные, а также осуществлять контроль за рациональным и эффективным расходованием как бюджетных, так и внебюджетных средств. Задачи привлечения дополнительного финансирования будут решаться в том числе и путем создания Фонда целевого капитала и привлечения в него средств доноров.

Создание Фонда целевого капитала

Для финансирования программ развития образования и науки предлагается создать Фонд целевого капитала, т.е. целевой капитал ВУЗа будет использоваться для извлечения дохода, который, в свою очередь, будет направляться на финансирование программ ВУЗа, развитие отдельных направлений ВУЗа и т.д.
Наличие целевого капитала у любого государственного учреждения или некоммерческой организации призвано решить две основные задачи:
- повышение финансовой стабильности в результате увеличения доли гарантированного дохода в общем доходе организации;
- возможность долгосрочного планирования деятельности при наличии долговременного источника финансирования.
Целевыми ориентирами этого являются совершенствование учебного процесса и кадровой политики ВУЗа, обеспечение материальной базы ВУЗа, развитие научной базы, в частности:
- улучшение качества предоставления образовательных услуг и для всех категорий обучающихся (например, путем внедрения инновационных методов обучения, расширения профессионального преподавательского состава и др.);
- снижение цены обучения для студентов, обучающихся на платной основе;
- развитие затратных направлений ВУЗа, например, стажировок обучающихся,
- поддержка талантливых студентов и аспирантов, поощрение молодых ученых и многому другому.
Целевой капитал (ЦК) формируется за счет денежных средств доноров (жертвователей) и минимальный его срок составляет 10 лет. В течение 2 месяцев со дня, когда сумма полученных средств составит 3 млн руб., денежные средства должны быть переданы в доверительное управление управляющей компании (УК), профессионально осуществляющей такого рода деятельность на основании лицензии. Именно УК инвестирует средства, составляющие ЦК. Вместе с тем, законодательство о ЦК ограничивает направления инвестирования ЦК, снижая риски его утраты. Формирующие целевой капитал денежные средства, включая иностранную валюту, могут быть размещены только в оговоренные виды активов. Однако, для того, чтобы передать ЦК в доверительное управление, Фонд ЦК должен утвердить численный и персональный состав органа, который будет управлять ЦК.
Итак, управление ЦК осуществляется следующим образом. В Фонде целевого капитала создается специализированный орган – Попечительский совет (иначе его можно назвать Советом по использованию целевого капитала), в который входят представители ВУЗа и государственных органов, лица из числа жертвователей, благотворителей и известных общественников, т.е. лица имеющие заслуги перед обществом, авторитет и (или) достижения в области деятельности, соответствующей целям деятельности ВУЗа. Наличие коллегиального органа, сформированного из авторитетных лиц, позволит не только донорам, но и обществу в целом быть уверенными, что такой представительный орган управления будет руководствоваться общественно значимыми целями, и переданные средства будут использованы по целевому назначению. В состав Попечительского совета фонда целевого капитала войдут представители Попечительского совета ВУЗа, которые и будут обеспечивать взаимодействие между обществом и данным ВУЗом.
Жертвователем при заключении договора пожертвования с Фондом управления ЦК могут быть определены конкретные получатели дохода от ЦК, конкретное назначение и (или) цели использования дохода от ЦК. Если же такие положения в договоре пожертвования не будут определены, то назначение и получатели дохода от ЦК будут определяться непосредственно Попечительским советом фонда ЦК, руководствуясь учредительными документами Фонда ЦК.
Общество и доноры информируются о формировании целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала на сайте в сети Интернет.
Таким образом, компетенцию Попечительского совета Фонда ЦК составляют, прежде всего, такие вопросы, как:
- выбор управляющей компании;
- определение назначения и целей использования дохода от целевого капитала, а также получателей дохода от целевого капитала, срока, на который сформирован целевой капитал, объема выплат за счет дохода от целевого капитала, периодичности и ряд других условий;
- контроль за соблюдением условий договора об использовании целевого капитала и целевым расходованием средств капитала и доходов от его инвестирования;
- иные вопросы, связанные с формированием и использованием целевого капитала.
Попечительский совет Фонда ЦК должен проводить свои заседания по мере необходимости.
Итак, Фонд целевого капитала для ВУЗа представляет собой эффективный инструмент обеспечения финансовой стабильности бюджетной организации, базирующийся на особой форме частно-государственного партнерства, где государство финансирует основные расходы по функционированию ВУЗа из бюджета, создает благоприятные условия для развития путем принятия ряда законодательных актов и проведения стимулирующей политики, а частный сектор инвестирует средства в образование и получает квалифицированных специалистов, расширяя и развивая предприятия и бизнескомпании, экономику в целом. Преимущества состоят в том, что применение этого механизма позволяет иметь стабильный и долгосрочный внебюджетный источник дохода в отличие от разовых пожертвований, поступающих в ВУЗ нестабильно, время от времени, и, соответственно, осуществлять долгосрочное планирование деятельности образовательного учреждения, что в свою очередь будет способствовать достижению указанных выше целей.
Кроме того, отсутствие налоговой нагрузки повышает привлекательность использования такого эффективного экономического механизма, как формирование целевого капитала. Передача денежных средств на формирование целевого капитала не признается объектом налогообложения НДС (пп. 8 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Также денежные средства, полученные на формирование целевого капитала, а равно и доходы, полученные в результате использования целевого капитала, включаются в перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, т.е. относятся в категории целевых поступлений (пп. 13–15 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ), в отличие от пассивного инвестирования иных целевых поступлений (пожертвований, благотворительных взносов, грантов, бюджетных поступлений), получение дохода от которых невозможно без риска признания их использование нецелевым и доначисления налога на прибыль ввиду признания такой деятельности предпринимательской.
* * *
Таким образом, формирование целевого капитала, управление и использование доходов, полученных от него, позволит, с одной стороны, создать необходимые стимулы для осуществления качественной образовательной деятельности в ВУЗе, с другой – исключить возможность злоупотреблений.

Толмачева И.В. - ведущий юрисконсульт



Среда, 27.02.2008