Об инициативе по изменению выплаты пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим

В экспертном сообществе рассматривается инициатива одного из органов российской власти о внесении изменений в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в части увеличения действующего коэффициента ограничения среднемесячного заработка гражданского служащего до 3,5 должностных окладов, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет.


В настоящее время в соответствии с ч. 2 ст. 21 указанного закона, размер среднемесячного заработка составляет 2,8 должностного оклада. Изначально в 2001 г. коэффициент устанавливался на уровне 1,8 должностных окладов. Затем с принятием Федерального закона от 8 мая 2004 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14, 21 и 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 1 июля 2002 г. был произведен перерасчет пенсий уже с учетом коэффициента 2,3. Третье повышение было одобрено 18 июля 2009 г. после принятия Федерального закона № 187-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” и статью 39 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”» – коэффициент был увеличен до 2,8 должностного оклада (с перерасчетом с 1 января 2009 г.). Таким образом, в 2001–2009 гг. произошло увеличение данного коэффициента, а вместе с тем и пенсии за выслугу лет в первый раз на 21,7%, во второй раз на 38,9%.

Кроме этого, размеры должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих, являющихся базой для расчета пенсии по выслуге лет, утверждаемые Президентом РФ, в частности Указом от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», индексировались с 1 января 2007 г. по 1 октября 2008 г. четыре раза (с 1 января 2007 г. в 1,1 раза, с 1 декабря 2007 г. в 1,15 раза, с 1 февраля 2008 г. в 1,09 раза, с 1 октября 2008 г. в 1,09 раза).

В рассматриваемом предложении расчетный коэффициент увеличивается на 0,7 должностного оклада (на 25%). Это мотивируется тем, что с 1 октября 2008 г. по 1 января 2014 г. размеры должностных окладов индексироваться не будут, а индексация трудовых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» производится несколько раз в год (в бюджете Пенсионного фонда РФ предусмотрена ежегодная индексация не менее чем на 8% в период до 2013 г.), что приведет к реальному снижению доходов федеральных государственных служащих и падению престижа федеральной службы.

В 2001–2009 гг. по мере увеличения расчетного коэффициента для определения заработной платы государственного федерального служащего различными периодическими изданиями производилось сравнение уровня пенсий для «обычных» пенсионеров по закону 173-ФЗ с уровнем пенсий за выслугу лет для федеральных служащих. В результате чего делался вывод о том, что «максимально возможная пенсия по выслуге лет составляет 75% среднемесячного заработка федерального госслужащего. Это минимум вдвое больше, чем у любого нынешнего «обычного» пенсионера – ведь в отношении прочих у нас еще только ставится задача довести размер пенсии до 40% от среднего заработка»1.

Однако в действительности пенсионное обеспечение федерального государственного служащего находится далеко от уровня 75% среднемесячного заработка. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, средний доход государственных чиновников составил в 2010 г. 50,3 тыс. руб. В то же время  Пенсионный фонда РФ приводит данные о том, что средний размер пенсии за выслугу лет у данной категории составляет 10949 руб. (21,7% от среднего заработка). По данным ПФР на 1 февраля 2011 г., средний размер трудовой пенсии по старости составил 8498 руб. Таким образом, при ежегодной индексации трудовой пенсии по старости и сохранении прежнего соотношения доли пенсии за выслугу лет в среднем доходе государственного служащего (при учете отсутствия индексации должностных окладов до 2014 г.), размер трудовой пенсии превысит размер пенсии за выслугу лет.

Такое положение дел обусловлено особенностями российского законодательства в отношении данной категории пенсионеров: среднемесячный заработок, используемый при расчете пенсии за выслугу лет, не равен фактическому заработку, который рассчитывается с учетом различных стимулирующих надбавок (окладов за классный чин, дополнительных выплат и ежемесячного денежного поощрения)2.

Основная сложность пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих отражена в ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». С одной стороны, данная категория лиц имеет право на получение двух пенсий: пенсии по старости (инвалидности) и пенсии за выслугу лет. С другой стороны, общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии либо общая сумма пенсии за выслугу лет и пенсии по инвалидности не может превышать 75% среднемесячного заработка. При этом в качестве среднемесячного заработка учитывается не общая сумма декларируемого дохода, а размер должностного оклада, который рассчитывается с учетом коэффициента (сейчас 2,8).

Так, должностной оклад Руководителя аппарата Совета Федерации РФ, по Указу Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» в настоящее время составляет 6300 руб. Следовательно, среднемесячный доход, используемый при расчете пенсии за выслугу лет, составляет 17640 руб. (6300×2,8). В зависимости от выслуги лет, максимальное месячное пенсионное обеспечение данного лица будет находиться в интервале от 7938 до 13230 руб. Должностной оклад категории служащих «Главный консультант» составляет 3900 руб.; при расчетном среднемесячном доходе в 10920 руб., пенсионное обеспечение данной категории лиц при максимальном стаже в 25 лет составит 8190 руб. Таким образом, чем больше будет пенсия по старости (инвалидности), тем меньше будет доля пенсии за выслугу лет в общем пенсионном доходе.

С 1 января 2010 г. действует норма: если общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не достигает величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации, такому пенсионеру полагается  социальная доплата, которая может производиться как из федерального, так и из регионального бюджета. Очевидно, что государственные служащие не смогут получать доплату из федерального бюджета, так как с учетом двух пенсий «местный» социальный стандарт не может быть меньше федерального.

Постановлением Правительства г. Москвы от 21 декабря 2010 г. № 1073-пп «Об увеличении городского социального стандарта с 1 января 2011 года» установлена величина городского социального стандарта на уровне 11000 руб. для неработающих пенсионеров Москвы или ежемесячной компенсационной выплаты отдельным категориям работающих пенсионеров. Эти меры полностью соответствуют пенсионной политике. Установление социального стандарта в субъекте зависит не только от уровня цен и не индексируется как трудовые пенсии по старости. Размер компенсационной выплаты зависит от общей экономической ситуации в регионе. Так, только за 2009 г. размер компенсационной выплаты в г. Москве увеличился на 51,1% (с 6800 до 10275 руб.). На 1 января 2010 г. при численности пенсионеров 2511 тыс. человек число получателей городских доплат составило 2026 тыс. человек (80,7%). В то же время в небогатых регионах общее увеличение пенсионного содержания государственных федеральных служащих приведет только к нарастанию социального неравенства между пенсионерами. Кроме того, надо учитывать, что численность всех получателей пенсии за выслугу лет составляет всего 46 тыс. человек (9% от численности всех федеральных служащих), которые при этом также распределены по разным регионам.

Основные выводы:
1) проблем низкого пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих, ушедших на пенсию, в том числе в г. Москве – нет (они получат доплату до величины городского социального стандарта, как и большинство пенсионеров);
2) перспективным направлением развития пенсионного обеспечения является выравнивание пенсионных прав федеральных государственных служащих и обычных пенсионеров.

А.А. Алаев – научный сотрудник лаборатории бюджетного федерализма


1 Очень важный пенсионер // Российская газета. Федеральный выпуск №5293 (214). 23.09.2010.
Медведев пересчитал VIP-пенсионеров // Газета.ru. 23.09.2010.
Дмитрий Медведев утвердил перечень пенсионеров-госслужащих // Комсомольская правда. 23.09.2010.
 
2 Подробнее о денежном содержании государственных федеральных служащих см. Указ Президента РФ от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».

Пятница, 01.04.2011