Об изменениях в военно-кадровой политике РФ

В период завершения Федеральной целевой программы по переводу на контрактную основу воинских частей постоянной готовности одной из новых проблем стало принуждение военнослужащих, проходящих службу по призыву, к «добровольному» подписанию контракта. Наблюдались и попытки распространить на военнослужащих рядового и младшего командного состава (РМКС), заключивших контракт, весь тот перечень нарушений прав военнослужащих, который характерен для проходящих службу по призыву.


В связи с этим было предложено внести изменения в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», исключающие возможность принуждения к заключению контракта военнослужащих во время службы по призыву. Раньше это относилось, главным образом, к юношам, которые проходили службу в армии, не сделав попытки поступления в вуз, либо после неудачной первой попытки поступления.

Однако законоположения, определяющие возможность заключения контракта военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, были значительно модифицированы. Изменение формулировок связано с ориентацией военачальников на пополнение рядов ВС РФ и других войск выпускниками учебных заведений.

Отныне все лица мужского пола, которым на время учебы предоставлялась «учебная» отсрочка, при отсутствии других прав на отсрочку или на освобождение, будут приглашаться (призываться) на военную службу, со следующими возможностями выбора:
1) подписания контракта о прохождении военной службы в звании солдата, матроса, сержанта, старшины – на 3 года, либо прапорщика, мичмана, офицера – на 5 лет (естественно, при наличии у выпускника специальности, нужной военному ведомству);
2) прохождения службы по призыву в звании солдата, матроса – на 1 год (при любой другой специальности, полученной в учебном заведении).

Такой выбор выпускник вуза должен будет сделать в военкомате, находясь еще вне армии. Если он выберет для себя вариант службы по призыву, то ему через 6 месяцев (уже при нахождении в казарме) может быть предложено продолжить службу одним из трех способов:
- по контракту в звании солдата, матроса, сержанта, старшины – не менее чем на 2,5 года,
- по контракту в звании прапорщика, мичмана, офицера – на 5 лет;
- служба по призыву в течение оставшегося полугодия.

Интересы военачальников в такой системе понятны. Армия в ближайшие годы будет заинтересована в ускоренном комплектовании по контракту, особенно должностей сержантов «нового образца», причем желательно из числа лиц, имеющих хорошее образование.
Но есть еще и интересы производственных (народно-хозяйственных и оборонно-промышленных) секторов экономики, которым нужны высококвалифицированные специалисты для подъема на инновационной основе. Поэтому руководство предприятий ВПК и раньше стремилось «забронировать» специалистов, и теперь время от времени ставит этот вопрос.

Для достижения подходящего ведомствам результата следовало бы создать такую систему подготовки граждан к выполнению конституционного долга по защите Отечества (на случай войны) и такую систему материальных и иных стимулов, чтобы гражданин РФ сам добровольно решил, как ему поступить в мирное время, вносить ли посильный вклад в подъем экономики страны в качестве нанятого работника или предпринимателя, производя товары и гражданские услуги, а заодно – пополняя бюджет, или принять участие в обеспечении военной безопасности страны, выполняя в течение какого-то времени обязанности военнослужащего. Следует отметить, что у государства есть возможность влиять на этот выбор – с помощью системы стимулов и правил.

Таким образом, проблема принуждения к заключению контракта может усугубиться, распространившись на выпускников вузов, которым теперь еще раз придется решать вопрос о своем отношении к службе в армии. При этом многое будет зависеть от того, насколько добровольным будет для военнослужащих, проходящих службу по призыву, выбор того варианта дальнейшей службы, который интересен конкретно каждому из них.

Охарактеризованная выше проблема имеет, по крайней мере, два способа решения.

Первый реализуется посредством выдвинутого правозащитниками предложения об изменении формулировки п. 1 ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» путем исключения из нее слов о возможности заключения контракта с «военнослужащими, проходящими военную службу по призыву», после «не менее 6 месяцев» службы. Это законоположение вводилось, когда продолжительность службы по призыву составляла 2 года, однако оно не только не ускорило выполнение ФЦП, направленной на комплектование воинских частей постоянной готовности, но привело к правонарушениям при принудительном заключении контракта, к поборам и даже бегству контрактников из ВС РФ. Отметим, что предложенная правозащитниками корректировка закона для первого способа решения проблемы не требует никаких дополнительных расходов.

Второй способ решения проблемы связан с возвратом к вопросу о предназначении службы по призыву. Следует оставить ее только для подготовки юношей к службе по контракту и/или к пребыванию в составе мобилизационного ресурса. Именно так и было записано в «Основах государственной политики РФ по военному строительству на период до 2010 года», утвержденных в августе 2002 г. Для реализации этого предназначения достаточен 6-месячный срок службы-обучения в учебных воинских частях. Такая служба затронет тех, кто не стал поступать в вуз или не прошел по конкурсу. Для студентов же достаточно будет обучения на военной кафедре и краткосрочного прохождения лагерных сборов. В любом случае, молодые люди должны сдать зачеты по военно-учетной специальности и, что немаловажно, принять присягу. В регулярных войсках принявшие присягу граждане должны служить исключительно по контракту, добровольно и не менее 3 лет.

Указанный способ решения проблемы, обоснованный специалистами ИЭПП, давно известен. Его реализация связана с увеличением расхода бюджетных средств, составляющих менее 0,5% от общих нынешних расходов на национальную оборону. В то же время такой вариант решения проблемы обеспечит рост боеспособности войск, укрепит правопорядок в них, будет одобрительно воспринят гражданами и, безусловно, посодействует искоренению коррупции в России.

Юридически способ реализации этого предложения сводится к замене числа «12» на число «6» в пп. «д» п. 1 ст. 38, который устанавливает в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» продолжительность службы по призыву.

Для осуществления этого предложения нужна политическая воля. О ее наличии вроде бы свидетельствует утверждение новой Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы РФ (2009–2013 годы)» (Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г.), в которой идет речь о реформировании всех видов государственной службы, включая военную.

В.И. Цымбал – д.т.н., зав. лабораторией военной экономики

Суббота, 27.06.2009