Новые подходы Правительства РФ к налогообложению ЭСДН
Если предположить, что ЭСДН наносит существенно меньший вред здоровью курильщика и практически не причиняет вреда для окружающих по сравнению с традиционной табачной продукцией, то с точки зрения интересов здравоохранения идея обложения устройств ЭСДН на сегодняшний день является неподготовленной и избыточной мерой, создающей барьеры для желающих бросить курить и исключить вред для пассивных курильщиков[1]. По данным ВЦИОМ, за последние годы (с 2013 г. по 2017 г.) увеличилось число желающих бросить курить, при этом 25% из них рассматривают этот шаг в отдаленной перспективе. Таким образом, у потребителей есть запрос на комфортные способы снижения зависимости от табакокурения.
Согласно исследованию, проведенному Институтом Гайдара в 2019 г., цена устройства является существенным препятствием при переходе с традиционной табачной продукции на ЭСДН. Наиболее чувствительными при этом являются 30% наименее обеспеченных групп населения. Кроме того, для 50% населения единовременная покупка устройства для многоразовых ЭСДН так или иначе сопряжена с отказом от других расходов. Средняя стоимость многоразового устройства сегодня находится в пределах 1500–3000 руб. Введение акцизов на многоразовые устройства сделает их еще менее доступными, и наименее обеспеченные группы населения в условиях повышения акцизов будут иметь дополнительный стимул для перехода на нелегальную табачную продукцию, уровень которой уже превысил 10,3% от общего рынка. Более того, на текущий момент подакцизным товаром уже является никотиновая жидкость, а само ЭСДН многоразового использования не содержит в себе никотиновой жидкости и представляет собой обыкновенное электрическое устройство.
Кроме того, еще не разработаны механизмы, препятствующие превращению рынка ЭСДН в серый сегмент при ужесточении акцизной политики. Исследования ИЭП, проведенные в 2018 и 2019 гг. показали, что собираемость в части одноразовых ЭСДН уже сегодня не превышает 10%, а в части жидкостей находится на уровне менее 2%. В части устройств ситуация может оказаться аналогичной, учитывая возможности трансграничной торговли и отсутствие определений, технически выверенных с одной стороны и не допускающих юридических разночтений – с другой.
Введение акциза на устройства в данной ситуации будет попыткой второй раз обложить единственный видимый для государства сегмент ЭСДН, причем премиальный, т.е. рынок нагреваемого табака, а значит, не сможет принести реальных результатов в части здравоохранения. Поэтому на сегодняшний день наиболее целесообразно упорядочить налогообложение в рамках действующих правил: сформировать необходимые ГОСТы, уточнить ТН ВЭД в части никотинсодержащих жидкостей, сбалансировать ставки. Эти проблемы Институт Гайдара освещал[2] еще начиная с исследования рынка ЭСДН 2016 г.
Лаборатория развития налоговой системы ИЭП
Понедельник, 17.06.2019