Оборонная промышленность в 2012 г. недовыполнила ГОЗ примерно на 20%

В начале этой недели на сайте Госдумы опубликовано заключение Счетной палаты на проект закона об исполнении федерального бюджета за 2012 г., размещенного там же 11 июля.


Данные Счетной палаты существенно дополняют пояснительные материалы Минфина к традиционно лаконичному тексту законопроекта и, кроме того, проливают свет на обстоятельства, связанные с выполнением государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа (ГОЗ) в 2012 г.


Так, например, на с. 215 заключения подтвержден факт дополнительных (к ранее известным на апрель) сокращений ГОЗ российским правительством в октябре и декабре прошлого года «в части закупок вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), в том числе по десяти заданиям, которые относятся к приоритетным». Что, тем не менее, не помогло отрапортовать нашим чиновникам о полном выполнении и этих сокращенных заданий – в заключении Счетной палаты указывается, что «в части закупок и ремонта ВВСТ недопоставлена продукция по 121 заключенному государственному контракту, в том числе по закупкам ВВСТ – по 65 контрактам, по ремонту ВВСТ – по 56 контрактам». Из военных НИОКР в прошлом году оказались не завершенными своевременно 80, при этом 35 из них были полностью оплачены.


Вновь опубликованные данные Счетной палаты подтверждают июньское заявление начальника Управления военных представительств Минобороны О. Степанова о том, что российская оборонная промышленность недопоставила в 2012 г. Вооруженным силам «около 20% продукции военного назначения». При этом относительная величина прошлогоднего «недодела» ГОЗ совершенно случайно совпала с номинальным приростом расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона», составившим в 2012 г. 19,6%. Судя  по всему, 15%-ный ежегодный прирост выпуска продукции военного назначения, заданный руководством государства, не по зубам нашей промышленности, и резкое увеличение финансирования ГОЗ не только ей не помогает, а, возможно, и уже и мешает, снижая стимулы к повышению эффективности.


Среди многочисленных причин подобной ситуации, добросовестно перечисленных в заключении Счетной палаты, нет лишь одной, но, по нашему мнению, определяющей, когда речь идет об исполнении федерального бюджета: из 28 федеральных органов исполнительной власти, являвшихся главными распорядителями бюджетных средств по расходам на национальную оборону, 18 расходовали их исключительно в секретном и совершенно секретном порядке. И анализ допущенных ими при этом нарушений Счетная палата поместила в неопубликованном совершенно секретном приложении № 17.


Приятной неожиданностью стало появление в составе материалов заключения Счетной палаты впервые после 2008 г. открытого заключения по расходам федерального бюджета на обеспечение национальной обороны, подписанного  аудитором Счетной палаты В. Богомоловым и существенно дополняющего основной текст. Хотя серьезное недоумение вызвала фраза авторов этого документа о том, что «расходы на выплату денежного довольствия военнослужащих в 2120 г. выросли в 2,5–3 раза, что соответствует поручению Президента Российской Федерации в части повышения денежного довольствия военнослужащих» (с. 5) в сочетании с утверждением в следующем же абзаце о том, что расходы на оплату труда военнослужащих и гражданского персонала в 2012 г. возросли на 13,1%.


В целом же общее число секретных и совершенно секретных приложений и к самому законопроекту об исполнении федерального бюджета, и к заключению на него Счетной палаты остаются на привычном для России уровне – аномально высоком для успешного развития как бюджетной системы, так и страны в целом.


В.Б. Зацепин – к.воен.н., зав. лабораторией военной экономики

Четверг, 05.09.2013