Ограничения международной торговли и инвестиций явно не будут способствовать экономическому росту

Санкции со стороны западных партнеров наряду с ухудшающейся конъюнктурой мировых рынков энергоносителей могут стать причиной ухудшения экономической ситуации в России. Одновременно в России укрепляются позиция, согласно которой основой для дальнейшего развития должна быть опора на собственные силы.

В экономической политике это может сопровождаться реализацией следующих мер:

- сокращение участия во внешней торговле, введение протекционистских ограничений и импортозамещение, в том числе там, где это экономически неэффективно;
- снижение активности по созданию условий и привлечению иностранных инвесторов, возвращение капитала, введение административных ограничений на движение капитала и более жесткое управление обменным курсом;
- сокращение взаимодействия с внешним миром в части технологического и инновационного развития, сжатие образовательного, научного и технического сотрудничества со странами — технологическими лидерами, снижение интенсивности заимствования передовых технологий;
- нарушение или несоблюдение по политическим оговоркам международных договоров и обязательств, снижение внимания и сокращение участия в международных организациях, в том числе по вопросам глобального регулирования и развития (ОЭСР, G20 и др.);
- снижение ценности частного предпринимательства и рыночных экономических институтов (усиление роли государства и государственных компаний, менее внимательное отношение к соблюдению прав собственности и корректировка итогов приватизации, распространение рентоориентированного поведения чиновников и расширение коррупции);
- повышение внимание к передвижениям граждан, их поездкам и активам за рубежом, введение ограничений для отдельных категорий граждан.

Такая ситуация не является исключительной для России, консервативные изоляционистские настроения в поддержку перечисленных мер политики укреплялись практически во всех странах, против которых вводились санкции.

Опыт других стран показывает, что сохранение траектории устойчивого роста возможно только в случае преодоления краткосрочных мотивов введения перечисленных ограничений и сосредоточения на мерах экономической политики, направленных на поддержание открытости.
Перечисленные выше меры противоречат и экономической политике, проводившейся в России в 1990-е и 2000-е годы. Реализация этих мер сбросит экономику страны с траектории роста. Сохранение на этой траектории требует совсем другой экономической политики – либерализации торговли и привлечения иностранных инвестиций.

1. Либерализация торговли. Практика длительных ограничений импорта, создания при помощи государственной поддержки производств, не ориентированных на экспорт, показывает, что такие производства редко становятся конкурентоспособными. Сложно найти примеры стран добившийся таким образом продолжительного (в несколько десятилетий) устойчивого роста.

Большинство прорывных примеров (Китай, Южная Корея, Бразилия, Индонезия и др.) используют преимущества либерализации торговли для повышения производительности труда через увеличение конкуренции с импортом и отбор в ней наиболее производительных компаний, а также через использование импортных комплектующих.

Критически важным для догоняющего развития (сближения ВВП между торгующими странами) является реализация заимствования технологий (обучение) при торговле, увеличение показателей добавленной стоимости, создаваемой на российской территории, в том числе и при экспорте продукции в другие страны.

2. Привлечение иностранных инвестиций. Важнейшим фактором экономического роста, особенно значимым в условиях неразвитости финансовых рынков, ограниченных внутренних частных и государственных инвестиций, во всех странах мира стали прямые иностранные инвестиции, большинство стран в мире продолжают снижать барьеры для доступа на свои рынки иностранных инвесторов, как в одностороннем порядке, путем упрощения странового законодательства, так и в многостороннем формате путем подписания международных инвестиционных соглашений, а также соглашений об избежании двойного налогообложения.

Прямые иностранные инвестиции способствуют созданию новых и модернизации старых рабочих мест в экономике (так, за период 2012–2014 гг. в мире было реализовано почти 25 000 проектов посредством осуществления ПИИ, в результате чего было создано около 3,5 млн рабочих мест, 460 тыс. из которых пришлось на Китай, 207 тыс. – на Индию, 103 тыс. – на Бразилию, 137 тыс. – на Россию)1. Заработная плата на иностранных предприятиях, как правило, превосходит среднюю по экономике. Прямые иностранные инвестиции имеют значительные положительные внешние эффекты для экономики страны через трансфер знаний и технологий, а также улучшение качества человеческого капитала, повышают совокупную производительность факторов производства.

Введение ограничений на движение капитала и конвертируемость рубля негативно скажется на темпах экономического роста, приведет к потере доверия инвесторов к российской экономике, оттолкнет иностранные (и российские) инвестиции, сократит инвестиционные возможности и приведет к ухудшению качества инвестиций, приведет к нарушению сложившихся каналов ведения бизнеса и цепочек добавленной стоимости, вынудит замещать сократившиеся частные инвестиции менее эффективными государственными.

Георгий Идрисов – к.э.н., руководитель Научного направления «Реальный сектор»,
Александр Кнобель – к.э.н., зав. лабораторией международной торговли

__________________________________________

1 См. http://www.fdimarkets.com

Вторник, 09.12.2014