От предложенных изменений качество кадрового потенциала российской науки не пострадает

21 марта 2013 г. Минобрнауки России представило общественности проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, а также финансовых инструментов и механизмов поддержки научной деятельности в Российской Федерации». Данный законопроект предусматривает внесение ряда изменений и дополнений в трудовой и налоговый кодексы, а также в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».


Министерство предлагает включить в трудовой кодекс несколько дополнительных статей, которые ориентированы на регулирование трудовых отношений научных работников и создание особых трудовых условий для научных работников. Так, предполагается внедрить открытые конкурсы на замещение должностей с периодичностью раз в пять лет (или чаще, если с работником заключен срочный трудовой договор, истекающий менее чем через 5 лет), а также проводить аттестацию научных кадров и предоставлять отпуск сроком до 1 года сотрудникам, отработавшим 10 лет.

Наибольшее количество вопросов и споров вызывает введение ограничений максимального возраста сотрудников, занимающих должности руководителя государственной или муниципальной научной организации или заместителя руководителя, шестьюдесятью годами. Это может оказать непосредственное влияние на РАН, где достаточно велико число сотрудников, возраст которых превышает установленный лимит. В то же время вряд ли можно назвать эту меру дискриминационной, поскольку она оговаривает возможности для перевода руководителей, попадающих под действие этого положения, на другие должности, которые удовлетворяют их уровню квалификации. Поэтому в целом качество кадрового потенциала российской науки не пострадает, напротив, к принятию решений получат доступ более молодые и инициативные специалисты.

Большая часть законопроекта посвящена вопросам финансирования научной деятельности. Можно отметить несколько предлагаемых позитивных изменений.

Во-первых, появляется возможность объединять исследователей в научные консорциумы, что позволит исследователям вне зависимости от их привязанности к какой-либо организации участвовать в совместных проектах.

Во-вторых, в законодательство вводится новая организационно-правовая форма – фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности. В проекте указаны условия обеспечения эффективной деятельности и прозрачности фондов, в частности прописаны возможности экспертных органов, которые получают свободу действий при привлечении сторонних экспертов и организаций из-за границы, требования к раскрытию информации обо всех важных процессах деятельности фондов для широкой общественности в сети интернет.

Проект в целом можно охарактеризовать как оказывающий позитивное влияние на развитие науки в Россию. Однако он затрагивает сравнительно небольшую проблемную область и является одним из первых шагов на пути выстраивания слаженной системы финансирования научной и инновационной деятельности государством. Повышение эффективности использования бюджетных средств на науку и приращение объемов финансирования ученых способны продвинуть отечественную науку и вернуть престиж профессии ученого-исследователя.

В.А. Еремкин – научный сотрудник лаборатории инновационной экономики



Четверг, 04.04.2013