Отдельный бюджет развития едва ли возможно создать

Минэкономразвития внесло в правительство РФ предложение о трансформации Инвестфонда для решения задач финансирования инфраструктурных проектов, заявил Министр экономического развития РФ Андрей Белоусов.


Фонд развития, который министерство предлагает создать на базе уже неработающего сегодня Инвестфонда, предполагается наполнять за счет нефтегазовых доходов сверх величины нормативного наполнения Резервного фонда. При этом МЭР предлагает смягчить бюджетное правило, согласно которому нормативный минимум Резервного фонда должен составить 5% вместо 7%, чтобы 2% ВВП сформировали ресурсы нового фонда.

Если с доходной частью фонда позиция МЭР ясна, то в отношении направлений инвестирования остаются вопросы. Дело в том, что создание некоего бюджета развития, объединяющего все инвестиционные расходы, едва ли возможно в принципе по ряду причин.

Во-первых, организация подобных бюджетов развития сопровождается, как показывает мировой опыт, созданием нового распорядительно-контрольного органа, что приводит не только к росту расходов на управление, но и к формированию центра приложения лоббистских интересов отдельных компаний.

Во-вторых, разделение бюджета повлечет за собой смещение акцента государственных расходов с социально-экономических секторов экономики, таких как здравоохранение и образование, в пользу коммерчески рентабельных проектов.

В-третьих, инвестиционный бюджет как отдельный инструмент не влияет на повышение эффективности распределения бюджета и не способен повысить качество принятия управленческих решений.

Скорее всего, инициатива МЭР значительно скромнее и сводится преимущественно к формированию некой оргструктуры, управляющей бюджетными инвестициями в инновационно-инфраструктурной сфере. С учетом того, что в этом секторе уже присутствуют институты развития (Роснано, РВК, ГК «Автодор» и др.), Фонд развития должен быть многопрофильным, т.е. без узкой отраслевой специализации.

Учитывая, что принципиально изменить систему отбора инвестпроектов по сравнению с действующей в Иинвестфонде едва ли в принципе возможно, отличия между новым фондом и его предшественником могут выражаться лишь в других подходах к управлению инвестициями и иными инструментами привлечения денег в инвестиционные проекты. В связи с этим компетенции подобного фонда, скорее всего, должны быть сведены к реализации исключительно финансово-контрольных функций, при этом оперативное управление проектами будет переложено на плечи созданных проектных организаций или привлеченных управляющих компаний.

И.А. Соколов - к.э.н., зав. лабораторией бюджетной политики

Среда, 30.01.2013