Отказ от валютного коридора – логичный шаг Банка России

Банк России намерен с 2015 г. полностью перейти на режим инфляционного таргетирования, а также отменить валютный коридор и перейти к свободному плаванию рубля. Отказ от валютного коридора – логичный этап процесса перехода на инфляционное таргетирование.


Верхняя граница валютного коридора призвана не допустить чрезмерного ослабления национальной валюты, чтобы не сделать импорт слишком дорогим, однако валютные интервенции в этом случае будут сжимать рублевую массу в экономике, что может привести к проблемам ликвидности в банковском секторе, которая сейчас и так достаточно низкая, и, как следствие, к ограничению кредитования реального сектора.

Поддержание курса национальной валюты на уровне, не выходящем за рамки нижней границы коридора, позволяет за счет рублевых интервенций не допустить чрезмерного укрепления рубля, которое может негативно сказаться на конкурентоспособности отечественных производителей. В краткосрочной перспективе за счет стерилизации можно нивелировать эффект рублевых интервенций, однако в долгосрочном периоде имеет место известная макроэкономическая дихотомия: нельзя одновременно управлять и денежной массой (а значит, и инфляцией), и валютным курсом.

Последовательная реализация политики инфляционного таргетирования способна обеспечить невысокие и, главное, предсказуемые темпы роста цен, что крайне важно для планирования экономической деятельности. В частности, при устойчиво невысоких темпах инфляции банковская система может рассчитывать на «длинные» деньги, а бизнес-планирование будет осуществляться с меньшими рисками.

В то же время в сырьевой экономике инфляционное таргетирование создает дополнительные макроэкономические риски: если денежные власти действительно будут придерживаться декларируемых принципов, а цена на нефть будет сильно колебаться, то сильным колебаниям подвергнется и валютный курс. В этом случае Банк России, возможно, будет вынужден совершать интервенции на валютном рынке, сохраняя баланс между политикой сглаживания колебаний обменного курса и таргетированием инфляции, чтобы не подрывать доверие к денежно-кредитной политике и девальвировать саму идею управления ростом уровня цен в экономике.

А.Ю. Кнобель – к.э.н., зав. лабораторией международной торговли

Четверг, 27.09.2012