Отказываться от новых подходов к контролю за трансфертным ценообразованием не следует

Премьер-министр России Дмитрий Медведев призвал сотрудников налоговых органов не спешить с вердиктом в отношении налоговых новаций, а сначала оценить их социально-экономические последствия. Речь идет о контроле за  трансфертным ценообразованием, а также о консолидированных группах налогоплательщиков.


Закон, совершенствующий принципы определения цен для целей налогообложения, и закон, разрешающий образование консолидированных групп налогоплательщиков, рассматривались в одном пакете, поскольку последний смягчает последствия принятия первого – дело в том, что внутри консолидированной группы цены для целей налогообложения, как правило, не контролируются.

Консолидированная группа налогоплательщиков считает налоговую базу по налогу на прибыль организаций в целом по группе. При этом в группу входят несколько компаний, которые могут базироваться в разных регионах страны. Между компаниями налоговая база делится пропорционально двум показателям – среднесписочной численности работников (расходам на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества. Таким образом, налог на прибыль, приходящийся на отдельную организацию – участника консолидированной группы налогоплательщиков, подлежит зачислению в бюджет того субъекта федерации, где данной организацией осуществляется деятельность, а не где она формально зарегистрирована.

В принципе, это достаточно справедливый и общепринятый механизм, применяемый в зарубежной практике для распределения базы налога на доходы корпораций между регионами или юрисдикциями. Мы используем два из трех обычно учитываемых для этих целей показателей (кроме объема продаж), и такой механизм  точно не является поводом для того, чтобы отказаться от нормальной практики контроля за применяемыми налогоплательщиками ценами. Тем более что новые подходы к контролю за трансфертным ценообразованием отражают рекомендации ОЭСР и лучшую зарубежную практику в данной сфере.

Единственный серьезный недостаток новых российских подходов – это очень высокие пороги для того, чтобы сделку признали контролируемой. В результате, под новый порядок контроля подпадают крупные сделки, а маленькие не контролируются. Возможно, это оправданно, поскольку контроль за трансфертным ценообразованием – удовольствие не из дешевых.

Со стороны налогоплательщиков есть претензии – им не нравится, что новые нормы о контроле за трансфертным ценообразованием предусматривают существенный рост затрат на подготовку документации. Тут речь идет о данных по контролируемым сделкам, которые налогоплательщик обязан предоставить по требованию налогового органа, а также об уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых в налоговые органы ежегодно. Но вместе с тем налогоплательщики могут заключить с налоговым органом соглашение о ценообразовании, то есть предварительно согласовать цены, применяемые в контролируемых сделках. Также налогоплательщикам дано право создать консолидированную группу, и тогда внутри такой группы цены по сделкам по общему правилу не контролируются.

В процессе обсуждения соответствующих законопроектов у налогоплательщиков были пожелания снизить пороги для образования консолидированных групп, чтобы в сферу действия новых правил вошли не только предприятия нефтегазового и металлургического секторов, но также, в частности, связь.

В то же время эти пороги имеют определенную функцию. Надо понимать, что внедряется новый механизм налогового администрирования, который целесообразно сначала апробировать. И это проще всего сделать на крупных предприятиях. Сейчас нарабатывается практика. Впоследствии сфера действия новых норм может быть расширена.
 
Т.А. Малинина – зав. лабораторией налоговой политики   


Четверг, 22.11.2012