Отмена 9%-ной ставки на дивиденды является нецелесообразной мерой

В начале апреля текущего года в Комитет Госдумы по бюджету и налогам был направлен законопроект, предусматривающий изменение действующего порядка налогообложения дивидендов, получаемых физическими лицами – налоговыми резидентами Российской Федерации и российскими организациями. Предлагается повысить для них ставку налога на доходы (прибыль) по дивидендам до 13%.


В настоящее время доходы в виде дивидендов облагаются по пониженной по сравнению со стандартной налоговой ставке – 9% по налогу как на доходы физических лиц, так и на прибыль организаций (п. 4 ст. 224, подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ соответственно). При этом если для организаций ставка налога по дивидендам после повышения все равно останется пониженной, поскольку стандартная ставка налога на прибыль равна 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ), то для физических лиц она уравняется со стандартной, составляющей 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). В то же время порядок налогообложения дивидендов, получаемых российскими организациями от иностранных, предлагается оставить прежним, т.е. не менять размер налоговой ставки. Исходя из положений законопроекта, физические лица должны будут уплачивать налог с дивидендов независимо от того, от какой организации они их получили (российской или иностранной), а юридические лица будут уплачивать налог по увеличенной ставке только в случае получения дивидендов от российских организаций.

Цель меры, по замыслу авторов законопроекта, – увеличить финансовые возможности субъектов РФ за счет дополнительных налоговых поступлений в их бюджеты. Обоснованием при этом служит аргумент, что применение 9%-ной налоговой ставки к дивидендам, получаемым физическими лицами, нарушает принципы всеобщности и равенства налогообложения в связи с тем, что значительная часть доходов физических лиц облагается по более высокой ставке – 13%. При этом необходимость повышения ставки налога для дивидендов, получаемых юридическими лицами, авторы законопроекта не обосновывают: повышение ставки в данном случае необходимо просто для приведения ее в соответствие со ставкой налога по дивидендам, взимаемого с физических лиц1.

Несоблюдение принципов всеобщности и равенства налогообложения в данном случае вряд ли имеет место. Всеобщность означает невозможность исключения кого-либо из участия в процессе финансирования государственных расходов (т.е. каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы), а равенство – равное положение всех перед налоговым законодательством. В практическом плане равенство означает, в частности, невозможность дифференциации налоговых ставок в зависимости от формы собственности предприятия, гражданства физических лиц или места происхождения капитала, что закреплено в абз. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ.

Исходя из этого, всеобщность была бы нарушена, если бы кто-либо из налогоплательщиков имел право совсем не платить налог с дивидендов. Довод авторов законопроекта о том, что всеобщность и равенство налогообложения не соблюдаются из-за того, что большая часть доходов физических лиц облагается по ставке 13%, нельзя считать надежным аргументом, поскольку в действительности речь идет о разных источниках и видах доходов, порядок налогообложения которых объективно может быть различным. В настоящее время порядок налогообложения дивидендов определяется видом дохода, а не категорией налогоплательщика, поэтому равенство не нарушается точно так же, как и всеобщность.

В отношении принципа равенства следует отметить, что, указывая на его нарушение, авторы законопроекта сами, в свою очередь, предлагают к реализации меру, искажающую равенство налогообложения дивидендов, получаемых юридическими лицами: поскольку повышение 9%-ной ставки они хотят распространить на дивиденды, получаемые российскими организациями только от российских организаций, возникает дифференциация налоговой ставки в зависимости от формы собственности и места происхождения капитала, что, как отмечено выше, запрещено законом.

В обосновании к законопроекту в качестве аргументации также отмечается, что 9%-ная ставка налога на доходы физических лиц по дивидендам приводит к бюджетным недопоступлениям в связи с тем, что способствует замещению выплат заработной платы выплатами дивидендов, с сумм которых, кроме того, не взимаются и страховые взносы. При этом наблюдается рост величины распределяемых дивидендов. Здесь важно отметить несколько принципиальных моментов.

Во-первых, дивиденды – это распределенная между участниками организации прибыль, с которой ранее уже был уплачен налог на прибыль. Дивиденды, в отличие от заработной платы работников, из налоговой базы по налогу на прибыль организаций не вычитаются. Это значит, что они подпадают под обложение налогом на доходы дважды: сначала у выплачивающей организации, затем у получателя. Поэтому налог, взимаемый с дивидендов на уровне получателя, несмотря на ставку 9%, нельзя считать пониженным и тем более льготным. Наоборот, он создает дополнительную налоговую нагрузку на всю свою величину соответствующего дохода. В связи с этим изменение формы выплаты вознаграждения с заработной платы на дивиденды вряд ли выгодно: в первом случае будет уплачен подоходный налог по ставке 13% и соответствующие страховые взносы, во втором – налог на прибыль по ставке 20% (в случае выплаты дивидендов российской организацией) и подоходный налог по ставке 9%.

Необходимость уплаты страховых взносов с заработной платы ситуацию принципиально не меняет. Довольно высокий тариф страховых взносов на уровне 34% (без учета снижений временного характера) применяется к доходам, не превышающим 568 тыс. руб.2, а сверх этого действует гораздо более низкий тариф в размере 10%3. Понятно, что собственники организации не станут переводить обычных работников с заработками до указанного предела на систему выплаты дивидендов, а для тех, кто получает высокие доходы, эффективная ставка ниже. В результате выплата дивидендов для лиц с высокими доходами с точки зрения налоговой нагрузки оказывается менее выгодной, чем выплата заработной платы.

Во-вторых, поскольку до налога, взимаемого с дивидендов, платится налог на прибыль, который тоже идет в региональные бюджеты, говорить о недопоступлениях в связи с 9%-ной ставкой налога фактически нельзя.

В-третьих, тенденция роста дивидендов не обязательно означает применение каких-либо схем минимизации налоговых обязательств. Наоборот, это может быть свидетельством повышения рентабельности бизнеса, в который налогоплательщики вкладывают средства, а также говорить о его успешном развитии. В этих условиях увеличение налоговой ставки может рассматриваться как «наказание за успех».

Поскольку дивиденды связаны с финансовыми вложениями, повышение ставки налога может негативно отразиться на инвестиционной активности налогоплательщиков. Любой инвестор принимает во внимание доходность своих вложений, на которые влияет величина налога, уменьшающего отдачу от инвестиций. В связи с этим принятие подобных мер, особенно без четкого обоснования, чревато негативными экономическими последствиями.

Кроме того, налог на дивиденды снижает потенциальную будущую стоимость растущей (финансируемой) фирмы, что может привести к падению заинтересованности в ее успешном развитии как со стороны тех, кто вкладывает в нее средства, так и самих предпринимателей. Таким образом, несмотря на то что новые фирмы налог на дивиденды не платят (ввиду отсутствия прибыли на ранних этапах развития), увеличение ставки налога для доходов в виде дивидендов способно дестимулировать процесс осуществления венчурных инвестиций4.

По расчетам авторов законопроекта, увеличение ставки налога для доходов в виде дивидендов принесет государству почти 25 млрд руб. Вместе с тем данная мера нуждается в дополнительном обосновании с учетом изложенных выше аргументов против ее принятия.

В.В. Громов – научный сотрудник лаборатории налоговой политики


1 См. пояснительную записку к законопроекту.
 2См. Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2012 г. № 1276.
 3См. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
  4См., напр.: Keuschnigg С., Nielsen S. Taxation and Venture Capital Backed Entrepreneurship // University of St. Gallen Economics Discussion Paper No. 2003-17, 2003.

Вторник, 14.05.2013