Параметры «малого налогового маневра» еще не определены

В экономическом блоке Правительства в последнее время активно обсуждается «малый налоговый маневр» (или так называемая фискальная девальвация), при котором налоговая нагрузка на бизнес сместится в сторону косвенных налогов за счет повышения основной ставки НДС и снижения ставки налога на прибыль либо страховых взносов.

Подобный маневр был проведен рядом стран ОЭСР (Германия, Великобритания, Испания, Португалия, Венгрия, Польша, Греция, Новая Зеландия) в 2006–2012 гг. Он призван повысить стабильность налоговых поступлений за счет НДС, который более устойчив к колебаниям экономической конъюнктуры и внешним шокам, и одновременно обеспечить дополнительные налоговые стимулы для бизнеса за счет снижения подоходного налога для компаний.

Новшество России – возможное снижение ставок страховых взносов, вместо налога на прибыль.

При этом надо иметь в виду, что повышение НДС неизбежно приведет к единовременному всплеску инфляции. Кроме того, эффект от повышения НДС будет неодинаковым по разным отраслям: в выигрыше окажутся отрасли, которые не облагаются НДС (финансовый сектор: банки, страхование и др.) и экспортеры (НДС 0%).

Точные параметры налогового маневра еще предстоит определить: какие прямые налоги снижать – налог на прибыль или страховые взносы, на сколько процентных пунктов изменятся ставки, и будет ли маневр нейтральным для бюджета. Так, при варианте «21/21» (ставки НДС и страховых взносов на уровне 21%), который обсуждается в прессе, бюджет потеряет сотни миллиардов рублей – и это при огромном дефиците бюджета Пенсионного фонда РФ и растущих пенсионных обязательствах государства.

При расчете параметров необходимо учесть стратегические направления развития экономики России, включая архитектуру пенсионной системы, возможные изменения расходных обязательств бюджета и др.

Светлана Шаталова – старший научный сотрудник

Пятница, 17.02.2017