Передача части поступлений по налогу на прибыль не повысит финансовую автономию муниципалитетов

В настоящее время, по имеющейся информации, готовится перечень поручений для Администрации Президента и Правительства по итогам встречи Президента с делегатами Всероссийского съезда муниципальных образований, которая состоялась 8 ноября, в том числе по рассмотрению возможности изменения доходных и расходных полномочий местных органов власти.


В сфере налоговых полномочий предложения, в частности, могут касаться налога на прибыль. Речь идет о том, что часть налога на прибыль в период 1–3 года  со дня создания предприятия могла бы оставаться в местных бюджетах. Подобная мера является крайне спорной как с точки зрения теории бюджетного федерализма, так и с точки зрения российской практики.

Налог на прибыль является мобильным налогом и теоретически должен быть закреплен даже не за региональным, а за федеральным уровнем власти. Существующее закрепление полномочий, в рамках которого поступления от данного налога по ставке 2% зачисляются в федеральный бюджет, а по ставке 18% – в региональный (при этом ставка может быть понижена до 13,5%), является определенным компромиссом между обоснованными требованиями теории и стремлением создать на практике у субнациональных властей стимулы к развитию бизнеса на своих территориях. Также очевидно, что если речь будет идти только о передаче части поступлений в первые годы после создания предприятия, эффект, с точки зрения увеличения доходной базы местных бюджетов, будет минимальным, так как начальная стадия создания бизнеса в нормальной ситуации сопровождается минимальной величиной прибыли или даже убытками.

Нельзя забывать и о том, что налог на прибыль – один из самых волатильных видов налогов. В настоящее время на фоне замедления роста экономики и снижения прибыльности российских предприятий его поступления в консолидированные региональные бюджеты снизились по итогам 9 месяцев на 22% в реальном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Все вышесказанное явно свидетельствует о том, что попытка перераспределения части поступлений по налогу на прибыль в пользу местных бюджетов не может стать реальным инструментом повышения финансовой автономии российских муниципалитетов. В качестве альтернативы необходимо решать вопросы в сфере налогообложения как жилой, так и коммерческой недвижимости (включая в объект налогообложения и кадастровую стоимость земли). Передача части поступлений от налогообложения бизнес-недвижимости могло бы создать необходимые стимулы у местных властей к развитию предприятий и организаций на подведомственных территориях. При этом налог на недвижимость существенно менее мобилен, чем налог на прибыль.

На федеральном уровне уже принят целый ряд решений, сокращающих расходные обязательства муниципальных бюджетов. Так, с 2012 г. все муниципальные полномочия в сфере здравоохранения переданы на региональный уровень. С 2014 г. в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013) полномочия в сфере дошкольного образования, за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, будут также переданы на уровень субъектов РФ (ситуация станет аналогичной со сферой общего образования).

Мы считаем,что  необходимы более детальные и точные оценки соотношения доходных и расходных полномочий муниципалитетов. Стремление минимизировать количество полномочий на самом нижнем поселенческом уровне может создать существенные проблемы для крупных и средних городов, только часть из которых имеет статус городского округа. При этом надо иметь в виду, что местные власти постоянно испытывают давление со стороны прокуратуры, и попытка исполнения полномочий, не входящих в их зону ответственности по федеральному законодательству, может трактоваться как нецелевое использование бюджетных средств.

Таким образом, унифицированные решения в данной сфере могут нанести больше вреда, чем пользы для развития местного самоуправления. Решение проблем с расходными полномочиями в большей степени лежит в плоскости повышения гибкости механизмов передачи полномочий, причем не только по вертикали, но и по горизонтали (а также межмуниципальной кооперации).

А.А. Мамедов
- научный сотрудник лаборатории бюджетного федерализма

Четверг, 28.11.2013