Переход к налогу на финансовый результат

В рамках совершенствования налогообложения нефтяного сектора на парламентских слушаниях комитета Государственной Думы по бюджету и налогам 13 марта был представлен законопроект от Ханты-Мансийского автономного округа по налогу на финансовый результат (НФР).

Опираясь на опыт Великобритании и Норвегии, можно однозначно сказать, что переход к налогообложению на основе финансового результата в нефтяной отрасли благотворно сказывается на ее развитии и является правильным шагом при совершенствовании действующей налоговой системы. Однако сам законопроект вызывает ряд вопросов, требующих уточнения, желательно, до рассмотрения его в Государственной Думе.

Во-первых, вызывают вопрос основания включения конкретных проектов в состав пилотных. В число отобранных на сегодняшний день проектов попали только проекты крупных нефтяных компаний, ни одного проекта от независимых производителей в этом списке нет, несмотря на схожесть характеристик конкретных месторождений.

Во-вторых, неясны цели, сроки и возможности использования результатов данного эксперимента. Целесообразно закрепить на законодательном уровне четкие критерии включения проектов в число пилотных, сроки проведения эксперимента, применимость полученных результатов.

В-третьих, потребуется изменение системы учета доходов и расходов, переход от учета по компании к учету по территории. Данный вопрос является ключевым при переходе к НФР от НДПИ, однако он также требует уточнения в рамках законопроекта.

Помимо этих, во многом концептуальных, вопросов существует еще целый ряд вопросов, требующих уточнения в рамках подготовки к представлению законопроекта для рассмотрения в Государственной Думе, например, размер аплифта.

Вместе с тем, несмотря на указанные выше вопросы, сама идея перехода к налогообложению на основе финансового результата не вызывает сомнений, но требует доработки в рамках представленного законопроекта.

Елена Великова – с.н.с. Научного направления «Макроэкономика и финансы»

Понедельник, 16.03.2015