Первое разбирательство ВТО против Российской Федерации

25 ноября 2013 г. во Всемирной торговой организации прошло заседание Совета по разрешению споров, на котором по запросу Евросоюза была сформировала панель арбитров по разрешению спора по режиму уплаты утилизационного сбора на автотранспортные средства, взимаемого в Российской Федерации.


В октябре 2013 г. на подобном заседании Россия отклонила первый запрос ЕС на формирование панели. По правилам организации, второй запрос отклонить нельзя. Таким образом, началось первое панельное разбирательство против РФ с момента ее присоединения к ВТО в 2012 г.

Теперь ВТО пришлет российской стороне список арбитров, который Россия в течение двух недель с момента получения должна согласовать с ЕС. Если в течение этого срока не удастся достичь договоренностей, то дело будет передано гендиректору ВТО, чтобы он сам назначит арбитров.

Третейская группа в течение шести месяцев должна принять решение о том, кто прав в споре. На этой стадии правительству государства – участника спора важно быть обеспеченным поддержкой квалифицированных консультантов (юристов, экономистов, переговорщиков, экспертов и т.д.), а также правительств иных государств, интересы которых могут быть затронуты результатами разрешения спора.

По статистике, около 60% решений третейской группы обжалуются в апелляционном органе, при этом отмена или изменение решений, принятых третейской группой, случается нечасто. Необходимо отметить, что решения апелляционного органа обжалованию не подлежат и являются основой прецедентного права ВТО.

Китай, Индия, Япония, Корея, Норвегия, Турция, Украина и Соединенные Штаты Америки заявили о своем желании участвовать в разбирательстве в качестве третьей стороны.

Российская сторона считает, что этот вопрос можно было решить путем проведения консультаций. Для обеспечения равных условий для отечественных производителей и импортеров транспортных средств в ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в октябре 2013 г. были внесены поправки, в соответствии с которыми российские автопроизводители с 1 января 2014 г. будут уплачивать утилизационный сбор на общих основаниях. Сейчас утилизационный сбор взимается только при ввозе автомобилей в Россию. С этим и были связаны основные претензии ЕС.

Н.П. Воловик – зав. лабораторией внешнеэкономической деятельности

Среда, 27.11.2013