Пока рано объявлять рост производительности труда драйвером роста экономики РФ

Минэкономразвития нашло новые источники роста экономики России в 2014 г. и представило их президенту Владимиру Путину.

 

В своем докладе министр экономического развития Алексей Улюкаев обозначил десять ключевых целей, которые МЭР ставит перед собой в 2014 г.: «создание системы стратегического управления, комфортной предпринимательской среды, поддержка экспорта, инноваций, повышение качества госуслуг, эффективности бюджетных расходов и управления госимуществом, поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП), продвижение интересов России за рубежом и развитие институтов гражданского общества».

 

Главным же приоритетом экономической политики на текущий год должно стать повышение производительности труда, причем по результатам реализации соответствующего плана мероприятий к 2018 г. «количество высокопроизводительных рабочих мест вырастет в полтора раза».

 

Вместе с тем стоит отметить, что приоритет роста производительности труда как основной двигатель экономического роста в РФ вызывает вопросы, в первую очередь, связанные с определением критериев роста производительности. Под ростом производительности обычно подразумевается либо увеличение количества произведенной продукции на единицу рабочей силы, либо производство продукции более эффективным способом с минимальными затратами труда. Совершенно очевидно, что с точки зрения экономического роста значение имеет повышение производительности труда именно в терминах более эффективного производства.

 

Вместе с тем, не вполне понятно, каким критерием руководствуется МЭР при формулировке целевых показателей. Экспертами неоднократно подчеркивалось, что приоритетом экономической политики, направленной на достижение высоких и устойчивых темпов роста экономики РФ должно стать, прежде всего, высокое качество имеющихся производственных факторов, в том числе, рабочей силы. При этом, на наш взгляд, именно человеческий капитал должен стать одним из основных факторов в новой модели роста российской экономики. А для этого следует делать акцент на социальной сфере – образовании, здравоохранении и пенсионной системе.

 

Нельзя рассуждать о мерах по повышению эффективности бюджетных расходов и одновременно (и необоснованно) повышать зарплату чиновников на фоне падения зарплат в среднем по стране. И в целом, по нашему мнению, ни реформирование социальной сферы, ни новая модель экономического роста, ни структурная перестройка экономики и смещение акцента с нефтегазового сектора, ни поддержка малого и среднего бизнеса и прочие меры не могут быть реализованы при столь низком качестве российских институтов и высоком уровне коррупции, которые имеют место сейчас и на которых следовало бы делать акцент. Вместо этого пока что правительство пытается бороться не с причиной, а с последствиями.

 

М.В. Казакова – к.э.н., зав. лабораторией проблем экономического развития, зам. зав. международной лабораторией изучения бюджетной устойчивости

Четверг, 13.02.2014