Поступления НДПИ в долях ВВП продолжили рост

Доходы федерального бюджета по итогам января–апреля 2015 г. составили 21,2% ВВП (4548,0 млрд руб.), что на 0,6 п.п. ВВП ниже их значения за аналогичный период 2014 г.

В номинальном выражении доходы федерального бюджета за четыре месяца текущего года по сравнению с январем–апрелем предыдущего года сократились на 206,3 млрд руб. или на 4,3%. Снижение произошло за счет нефтегазовой составляющей доходов: за четыре месяца 2015 г. относительно соответствующего периода 2014 г. на 2,1 п.п. ВВП до 9,4% ВВП (2018,5 млрд руб.) или в абсолютном выражении на 498,1 млрд руб., что привело к увеличению ненефтегазового дефицита на 3,1 п.п. ВВП до 14% ВВП.

В структуре доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности отмечается существенное сокращение поступлений от вывозных пошлин на сырую нефть на 44,3% в январе–апреле 2015 г. относительно соответствующего периода предыдущего года (или на 1,7 п.п. ВВП), при общем сокращении объема поступлений от экспортных пошлин на 37,7%.

Поступления НДПИ в долях ВВП продолжили рост относительно соответствующего периода предыдущего года: если по итогам трех месяцев 2015 г. доходы федерального бюджета по НДПИ выросли на 0,2 п.п. ВВП или на 8,6% по сравнению с январем–мартом предыдущего года, то по итогам четырех месяцев текущего года прирост составил 0,6 п.п. ВВП или на 10,1% относительно января–апреля предыдущего года. Возросла и значимость НДПИ для федерального бюджета: если в январе–апреле 2014 г. поступления НДПИ составляли 20,5% в общем объеме доходов федерального бюджета, то за январь–апрель 2015 г. уже 23,5%.

Одной из причин сокращения доходов федерального бюджета по вывозным таможенным пошлинам от нефти и нефтепродуктов и увеличения поступлений НДПИ является введение с января 2015 г. новых подходов к налогообложению отрасли, так называемого «налогового маневра», предусматривающего снижение предельной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть (коэффициент в формуле расчета предельной ставки) с 59% в 2014 г. до 30% в 2017 г. при постепенном повышении налога на добычу полезных ископаемых с 493 руб./т в 2014 г. до 919 руб. в 2017 г. По расчетам Института Гайдара, в диапазоне цены на нефть 60–100 долл./барр., доля экспортной пошлины в цене на нефть сократится с 41–48% в 2014 г. до 31–36% в 2015 г. и 24–27% в 2017 г., в то время как НДПИ станет выполнять основные функции налогового регулирования в секторе.

По итогам четырех месяцев текущего года можно признать, что:

- компенсирующего эффекта для доходной части федерального бюджета от увеличения ставок НДПИ при сокращении экспортных пошлин пока не отмечается; при снижении поступлений от экспортных пошлин на нефть в январе–апреле 2015 г. на 1,7 п.п. ВВП поступления по НДПИ выросли только на 0,6 п.п. ВВП по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года;

- в условиях снижения мировых цен на нефть, и из-за особенностей расчетов экспортных пошлин на нефть, нефтепродукты и НДПИ, налоговая нагрузка у ведущих российских компаний нефтяного сектора увеличится. По данным финансовой отчетности Роснефти, за I квартал 2015 г. доля налогов, включаемых в себестоимость продукции (в том числе НДПИ) в общем объеме себестоимости выросла до 13,39% с 10,2% за первый квартал предыдущего года.

Татьяна Тищенко – старший научный сотрудник

Вторник, 02.06.2015