Повышение акцизов на нефтепродукты

Министерство финансов предлагает с 1 апреля 2016 г. повысить акциз на бензин и дизельное топливо на 2 и 1 руб. за литр соответственно. Данное повышение акцизов, по словам Антона Силуанова1, принесет дополнительно около 80 млрд руб. в консолидированный бюджет, при этом роста цен на нефтепродукты не произойдет.

Повышение акциза на бензин и дизельное топливо на 2 и 1 руб. за литр соответственно предполагает значительное повышение ставок акциза на нефтепродукты на 35,2% на бензин (5 класса) и на 28,3% на дизтопливо за 1 тонну. Подобное увеличение ставок акцизов будет способствовать росту инфляции затрат.

По нашим расчетам, повышение ставок акцизов может привести к повышению цен на бензин Аи-95 (5 класс топлива) на 2,36 руб. за литр и на дизельное топливо на 1,18 руб. за литр. В относительном выражении цены в таком случае вырастут на 6,42% на бензин и на 3,33% на дизельное топливо. Данные расчеты учитывают возможное увеличение цен, ранее наблюдавшееся при соответствующем увеличении акцизов. Отметим, что в 2015 г. ставки акцизов были снижены, а цены на нефтепродукты при этом продолжили рост. Важно заметить, что и снижение цен на нефть, которое имеет место уже не первый месяц, само по себе к снижению цен на нефтепродукты фактически не приводит.

Стоимость нефтепродуктов может регулироваться государством через установление предельных розничных цен на бензин и дизельное топливо. Но может ли отрасль на фоне кризиса и санкций, а также снижения долларовой выручки, без значимого для себя ущерба абсорбировать повышение акцизов (не повышать цены) – большой вопрос. Ведь, согласно данным Росстата, рентабельность продаж в производстве нефтепродуктов падала последние 5 лет (если по итогам IV кв. 2010 г. рентабельность продаж составляла 23,1%, то по итогам III кв. 2015 г. рентабельность продаж составила лишь 5,77%)2.

Если все-таки государство пойдет на установление потолка цен, то возможно и возникновение дефицита. Так, в Казахстане с августа 2011 г. были установлены предельные розничные цены на бензин Аи-80, Аи-92/93 и дизельное топливо. Эти цены не в полной мере отражали соотношение спроса и предложения, что повлияло в том числе на появление дефицита нефтепродуктов. Отметим, что при этом дефицита Аи-95 не наблюдалось. Соответственно Приказом министра энергетики Республики Казахстан от 4 сентября 2015 г. № 556 список нефтепродуктов, по которым устанавливались предельные розничные цены, сократился: из него был исключен бензин марки Аи-92/93.

Таким образом, в текущих экономических условиях увеличение ставок акцизов на 2 и 1 руб. за литр бензина и дизельного топлива могут привести к росту цен на бензин на 2,36 руб. за литр и на дизельное топливо на 1,18 руб. за литр, а рост цен на бензин и дизельное топливо окажет дополнительное давление на частные сбережения и вряд ли будет способствовать восстановлению экономического роста страны.

Елена Великова – с.н.с лаборатории развития налоговой системы;
Елисей Леонов – м.н.с. лаборатории развития налоговой системы

1http://www.kommersant.ru/doc/2910940
2http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=2713210

Вторник, 09.02.2016