Повышение экспортных сырьевых пошлин: перспективы и бесперспективность

С 1 апреля 2010 г. повышены экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, что предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2010 г. № 187.


В соответствии с этим Постановлением отныне сырая нефть облагается пошлиной в размере 268,9 долл. за тонну, светлые нефтепродукты – 193,5 долл. за тонну, темные нефтепродукты – 104,2 долл. за тонну. Ранее пошлины на вывоз этих товаров  составляли 253,6, 183,2, и 98,7 долл. за тонну соответственно. Пошлина на сжиженные  газы, напротив, была снижена с 80 до 65 долл. за тонну.

На следующий день после подписания Постановления Правительства №187, которым были внесены указанные изменения в Постановление № 695 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти», была озвучена инициатива о пересмотре экспортных пошлин на сырье, минеральные удобрения и цветные металлы. Директор сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Министерства экономического развития РФ А. Лихачев сообщил, что в Министерстве в настоящее время по поручению Правительства подготавливаются соответствующие инициативы.

В связи с этим стоит заметить, что регулирование экспортных сырьевых пошлин, переданное в ведение Правительства РФ статьей 3 Закона «О таможенном тарифе», может при определенных условиях стать эффективным рычагом регулирования вектора развития национальной экономики.

В первое десятилетие XXI века в России была создана и продолжает развиваться мощная инфраструктура добычи и экспорта сырьевых ресурсов, позволившая стране занять лидирующие места в мире по ряду показателей данной отрасли. Судя по официальной риторике, в последние годы даже члены Правительства РФ стали осознавать бесперспективность этого сомнительного лидерства для целей долгосрочного развитии. Уже несколько лет ведутся активные разговоры о необходимости развития национальной перерабатывающей промышленности.

Повышение экспортных пошлин на сырье вкупе с мерами налогового и иного стимулирования для перерабатывающей промышленности могло бы сыграть роль цивилизованного и эффективного механизма стимулирования перерабатывающих отраслей экономики. Этого можно добиться, если в результате такого комплекса мер экспортирование ресурсов станет менее выгодно, чем направление их на внутреннюю переработку. Дополнительные же средства, которые бюджет в любом случае получит от повышения экспортных сырьевых пошлин, могли бы, по крайней мере частично, компенсировать его затраты на стимулирование развития переработки. Все это в комплексе позволило бы надеяться на поступательное развитие российской экономики в долгосрочной перспективе.

Использование же повышения экспортных сырьевых пошлин исключительно как средства оперативного дофинансирования бюджетных расходов вне увязки с интересами перерабатывающей промышленности может уже в краткосрочной перспективе стать причиной снижения конкурентоспособности национальной экономики даже в сфере поставок сырья. Такое развитие событий делает еще более пессимистичным и без того не радужные перспективы конкурентоспособности российской экономики в XXI веке. К сожалению, в контексте экономической политики Правительства РФ последнего десятилетия именно второй подход к регулированию экспортных пошлин представляется наиболее вероятным, тем более что говорить о радикальном повышении экспортных сырьевых пошлин с апреля 2010 года не приходится.


Д.А. Казанцев – старший юрист-аналитик лаборатории экспертизы и разработки нормативно-правовых актов

Вторник, 06.04.2010