Повышение НДПИ на 5% не компенсирует выпадающие доходы федерального бюджета

10 апреля Министерство финансов РФ предложило повысить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть на 5%. Об этом сообщил журналистам глава ведомства Антон Силуанов.


Реализация принципа природной ренты, согласно которому доходы от продажи природных ресурсов должны распределяться между всеми гражданами, в России осуществляется двумя способами: во-первых, вся нефть, добытая на территории страны, облагается НДПИ, а во-вторых, если какая-то часть этой нефти идет на экспорт, то дополнительно с каждой тонны взимается экспортная пошлина. Такое разделение используется для того, чтобы обеспечить внутренние цены на нефть и нефтепродукты на уровне ниже мирового, осуществляя, таким образом, скрытое субсидирование всей отечественной промышленности.

Сами значения НДПИ и экспортной пошлины зависят от мировых цен на ресурс. Согласно постановлению Правительства, при существующем уровне мировых цен на нефть, верхний предел для экспортной пошлины с одной тонны составляет 65% от мировой цены за тонну минус 89 долл. Узкое место в такой формулировке заключается в том, что это именно «потолок» для налогообложения нефтяного сектора. До IV квартала 2011 г. именно по этому потолку и производился расчет, однако в октябре 2011 г. под давлением нефтяного лобби стали применять следующую формулу расчета: 60% от мировой цены за тонну минус 80 долл.

При сегодняшнем значении цены на нефть (примерно 780 долл./т) это означает недополучение федеральным бюджетом около 30 долл. с тонны экспортируемой нефти. Если учитывать, что в 2012 г. из России было экспортировано примерно 240 млн т сырой нефти, то общее недополучение составило порядка 7,2 млрд долл.

Предложение Министерства финансов РФ повысить НДПИ на нефть на 5% – это попытка компенсировать выпадающие доходы федерального бюджета. Однако даже если предложение будет принято, сделать это не получится: если учитывать, что в 2012 г. в России произведено 518 млн т нефти, а при существующих ценах НДПИ составляет примерно 160–180 долл./т, то прирост поступлений составит не более 4-5 млрд долл. США, что не покроет потери от фактического снижения экспортной пошлины в 2011 г.

А.Ю. Кнобель – к.э.н., зав. лабораторией международной торговли

Среда, 10.04.2013