Предпринимательского бума в кратко- и среднесрочной перспективе ждать не приходится

Как известно, в абсолютном большинстве развитых экономик предпринимательство представляет собой ядро экономического роста и развития.


К примеру, вклад малого и среднего бизнеса в ВВП США составил в 2011 г. 51%; аналогичная доля всех рабочих мест в США приходилась именно на малое и среднее предпринимательство1. По данным за этот же год, в Канаде малый и средний бизнес формировал до 54,4% ВВП страны, а 96,9% экспортирующих компаний Канады представлены именно малым и средним предпринимательством2. В то же время, по самым оптимистичным оценкам, доля малого и среднего бизнеса в ВВП России в 2010 г. не превысила 27%3.

В начале июня 2013 г. сразу две компании, специализирующиеся на проведении исследований мнения населения РФ, – ВЦИОМ и Левада-Центр – опубликовали результаты своих опросов, касающихся отношения россиян к предпринимательству. По данным ВЦИОМа, отношение граждан к лицам, занимающимся предпринимательством, существенно улучшилось – хорошо относятся 83% респондентов, в то время как в 2009 г. эта цифра была на 4% меньше. При этом желающих заняться собственным бизнесом стало меньше – 23% (+5%, у которых уже есть свой бизнес) по сравнению с 30% (+5%, у которых уже есть свой бизнес) в 2011 г. или 32% (+4%, у которых уже есть свой бизнес) в 2008 г.

Устойчивую тенденцию к снижению желания заниматься собственным бизнесом респонденты объясняют, в первую очередь, неэкономическими причинами: неподходящий возраст (18%), другие интересы или отсутствие желания заниматься бизнесом (16%), отсутствие необходимых навыков и знаний (11%). Среди экономических причин наибольшим числом респондентов были названы высокие административные барьеры (13%) и отсутствие достаточного количества средств для ведения бизнеса (10%)4.

Опрос ВЦИОМ о предпринимательском климате от 3 июня 2013 г. подкрепляет негативные настроения. Плохими условия ведения бизнеса считают 55% респондентов, причем с 2009 г. эта цифра выросла на 7%. Свой собственный бизнес безуспешно пытались создать 7% респондентов, 16% планируют этим заняться и 72% не собираются этого делать вообще, тогда как лишь 1% занимается этим в данный момент. Положительно оценивают свой опыт предпринимательства только 15% респондентов, тогда как отрицательно – 35%5.

Большое число респондентов в другом опросе ВЦИОМ (от 27 мая) настроено негативно к амнистии предпринимателей6: 36% против 33% из тех, кто за. Мониторинг социальных медиа свидетельствует об еще большей негативной настроенности 46% против 10% тех, кто за7.

Опрос Левада-Центра8 от 10 июня 2013 г. представил схожие результаты. Амнистировать осужденных предпринимателей настроены лишь 32% респондентов, тогда как 47% против. Среднее и малое предпринимательство действует во благо страны, по мнению 61% опрошенных, а вредит – по мнению 18%.

Результаты представленных опросов свидетельствуют о пессимистичном отношении населения страны к предпринимательству. Многие респонденты соглашаются с тем, что предпринимательство играет важную роль в развитии российской экономики, что оно оказывает позитивное влияние на ее развитие. В то же время, плохой предпринимательский климат и отсутствие навыков, желания и возможностей для ведения бизнеса отталкивают от этой области хозяйствования большое число россиян, а каждый третий из тех, кто все-таки пытался создать свой бизнес, оценивает свой опыт как провальный. Кроме того, к вопросу амнистии предпринимателей большинство граждан России относится отрицательно:  по их мнению, жесткие меры в отношении предпринимателей являются оправданными и российский бизнес не должен получать каких-либо поблажек.

Соответственно, предпринимательского бума в кратко- и среднесрочной перспективе ждать не приходится. Граждане по-прежнему описывают российских предпринимателей как ищущих наживы авантюристов, склонных к различного рода махинациям и не желающих честно трудиться9, при этом отводят предпринимательству значимую роль в развитии отечественной экономики. Исходя из результатов этих опросов, можно сделать вывод о том, что необходимо повышать престиж предпринимательства как вида самозанятости, развивать у населения предпринимательские навыки и не забывать про финансовое стимулирование и улучшение предпринимательского климата (в т.ч. за счет снижения административных барьеров). Создание класса активных предпринимателей позволит стране заложить основу для инновационного развития.

В.А. Еремкин – научный сотрудник лаборатории инновационной экономики


1SMEs Drivers of Innovation. 18 June 2012
http://www.business.ghorfa.de/fileadmin/inhalte/wirtschaftsforum/2012/Sessions/Session%209/Al%20Mannai%20SMEs%20-%20Drivers%20of%20Innovation.pdf

2http://www.bdc.ca/EN/Documents/other/SMEsAtAGlance-Summer%202011.pdf
3http://www.rg.ru/2011/11/22/dolya.html
4http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114180
5http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114167
6Вопрос формулировался следующим образом: «За последние несколько лет в России за экономические преступления были осуждены не менее 600 тыс. бизнесменов. Многие из них были привлечены к ответственности и в тех случаях, когда пострадавших от их деятельности не было. Недавно прозвучало предложение объявить амнистию бизнесменам, осужденным за экономические преступления. Согласно этой инициативе, предлагается освободить от дальнейшего отбывания наказания примерно 110.000 предпринимателей. Как вы относитесь к этому предложению?»
7http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114144
8http://www.levada.ru/10-06-2013/rossiyane-o-predprinimatelyakh
9Там же.

Четверг, 13.06.2013