Принята госпрограмма развития Северного Кавказа до 2025 г.

На днях правительство утвердило госпрограмму развития Северного Кавказа до 2025 г., финансирование которой составляет порядка 2,5 трлн рублей. Причем 10% этих средств будут выделены из госбюджета, а 90% планируется привлечь в качестве инвестиций. Для привлечения к реализации программы банковского капитала предусмотрены значительные государственные гарантии по кредитам.


Отметим, что механизм госгарантий фактически уже используется на Северном Кавказе. Только в Кабардино-Балкарии в 2012 г. процедура предоставления госгарантий была полностью завершена для двух проектов. Однако пока нет свидетельств того, что эта мера способна пробудить сколь-нибудь массовый интерес к Северному Кавказу частных инвесторов, для которых важна экономика, а не политика. В данный момент среди инвесторов, уже реально вложившихся в предусмотренные программой проекты или обозначивших серьезный интерес к таким вложениям, большинство составляют зарубежные компании с государственным участием и крупные предприниматели – выходцы их республик Северного Кавказа. Для обеих этих групп инвесторов на первом месте не экономический, а политический интерес.

Также вызывают вопросы пути реализации конкретных проектов, заложенных в госпрограмму, например, создание кластера горнолыжных курортов. Этот проект далеко не однозначно воспринимается экспертным сообществом. Во-первых, все задаются вопросом, откуда возьмется такое количество потребителей этих услуг, с учетом сохраняющихся проблем с безопасностью на Северном Кавказе. Во-вторых, на Северном Кавказе уже сейчас есть достаточно известные курортные бренды – Домбай, Приэльбрусье. В эти курорты на протяжении последних десяти-пятнадцати лет вложено много средств местного бизнеса, уже доказавшего свою способность работать в специфических условиях Северного Кавказа. Однако никто не ответил на вопрос о том, как смогут выжить эти курорты в условиях, когда государство вырастит им конкурентов.

Не менее остро при реализации многих проектов госпрограммы, причем не только курортных, стоит и земельный вопрос. Сейчас конфликты, связанные с передачей земли под строительство новых предприятий, уже идут в ряде регионов. Ситуация сложна, потому что, с одной стороны, юридический статус многих территорий на Северном Кавказе не вполне прояснен, там много земли с неопределенными правами собственности, а с другой стороны, местные общины имеют твердое представление об «исконно своих» территориях и протестуют против того, чтобы какие-либо решения по этим землям выносились без их участия. Кроме того, ряд шагов, связанных с землеотводами, предпринимаются одновременно с реформами, проводимыми или готовящимися в земельной сфере. Например, сейчас в Кабардино-Балкарии планируется снятие запрета на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения. Любые акты, принятые в переходный период, неизбежно будут иметь ущербную легитимность.

Еще одна проблема – кадровая. На ряд крупных предприятий, построенных на Северном Кавказе в постсоветское время, уже сейчас завозят работников из других регионов. Безработных в республиках много, но приоритеты в поиске работы у них иные – мелкий бизнес, трудовая миграция. Предпочитают «внешних» работников и наиболее престижные гостиницы туристических центров.
 
Глобальный недостаток программы в том, что она делает ставку не на реальные ростки модернизации, существующие на Северном Кавказе, а на «модернизацию сверху», которая не учитывает массу важных особенностей ситуации, складывающейся в национальных республиках.

К.И. Казенин – к.ф.н., старший научный сотрудник Научного направления «Политическая экономия и региональное развитие»

Понедельник, 24.12.2012