Присоединение к ОЭСР может ограничиться хорошим инвестиционным сигналом

На днях стартовал в Вашингтоне первый раунд межправительственных российско-американских консультаций по вопросам присоединения России к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).


ОЭСР – не экономический союз и не соглашение о торговле, а это организация, объединяющая практически все промышленно развитые страны мира. Основная цель ОЭСР – гармонизация правил ведения бизнеса, в том числе налогового законодательства, поскольку формирование единых правовых стандартов функционирования экономических систем позволяет сделать торгово-экономические отношения более прозрачными и свести до минимума провалы рынка в международной торговле. Кроме того, деятельность ОЭСР направлена также на противодействие отмыванию денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству.

С одной стороны, членство в этой организации позволит улучшить российское налоговое законодательство, приблизив его к лучшим мировым практикам. При этом,  с политэкономической точки зрения, будет проще противодействовать внутреннему лоббированию сохранения и/или появления налоговых коррупционноемких норм, ссылаясь на международные договоренности и обязательства. К примеру,  как сейчас, после присоединения к ВТО (что является обязательным условием вступления страны в ОЭСР), появился дополнительный инструмент противодействия промышленному лобби, заинтересованному в ограничении конкуренции со стороны иностранных фирм.

С другой стороны, присоединение к ОЭСР может являться положительным инвестиционным сигналом, поскольку говорит о том, что Россия готова придерживаться тех же принципов организации условий для ведения иностранного бизнеса, что и остальные страны. При этом выгоды для самой России будут напрямую зависеть от того, собираемся ли мы действительно соблюдать правила, сложившиеся в организации, или будем придерживаться стратегии номинального членства с установкой обойти эти правила везде, где это возможно. Во втором случае эффект от положительного сигнала присоединения быстро сойдет на нет, и репутационные потери не дадут возможности использовать членство в организации для развития отечественной экономики.

А.Ю. Кнобель – к.э.н., зав. лабораторией международной торговли

Четверг, 07.02.2013