Приватизационный процесс и состояние имущественных отношений в 2007 г.

В середине февраля был опубликован отчет Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ или Росимущество) «О приватизации федерального имущества в 2007 г.».

По предварительным данным Росимущества, совокупные доходы от приватизации составили в прошлом году 19,3 млрд руб., что примерно в 2 раза ниже прогнозных и близко к результатам 2006 г. При этом совокупный объем доходов федерального бюджета от управления имуществом, т. е. из возобновляемых источников (дивиденды, часть прибыли унитарных предприятий, поступление арендной платы) многократно превышал указанную величину, составив 81,4 млрд руб.
Основными тенденциями имущественных отношений в 2007 г. стали:
– отставание совокупной величины полученных от приватизации доходов от прогнозной, как и в 2006 г.;
– увеличение впервые за 3 года более чем в 1,5 раза доходов от приватизации (без учета выручки от продаж акций крупных и крупнейших АО, которых не было);
– преобладание в общей структуре доходов от приватизации и управления имуществом возобновляемых источников (сохраняется уже третий год подряд);
– продолжение интеграции принадлежащих государству активов в холдинговые компании (например, слияние «Транснефти» и «Транснефтепродукта», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», «Атомный энергопромышленный комплекс», всего около 30 интегрированных структур);
– расширение масштабов деятельности уже существующих холдингов с участием государства и диверсификации их бизнеса путем поглощений и слияний, вертикальной и горизонтальной интеграции (приобретение «Роснефтью» большинства бывших активов «ЮКОСа», распродававшихся в ходе конкурсного производства, переход под контроль «Газпрома» Ковыктинского газового месторождения в Иркутской области, проявившийся интерес РЖД к получению долей в крупных портах и крупнейшей компании железнодорожного машиностроения «Трансмашхолдинге» и др.);
– создание сразу 6 государственных корпораций (Внешэкономбанк, «Роснанотех», «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Олимпстрой», «Ростехнологии», «Росатом»), которые при всем разнообразии их функционального назначения и отраслевого спектра становятся еще одной организационно-правовой формой для управления государственным имуществом.
Наряду с информацией о ходе приватизации и результатах управления федеральным имуществом в 2007 г. в отчете ФАУФИ подведены некоторые итоги имущественной политики государства за весь период 2004–2007 гг.
В числе наиболее важных сдвигов следует выделить:
  • весьма существенное сокращение (на 43%) количества федеральных государственных унитарных предприятий;
  • серьезное переформатирование государственного портфеля акций:
– радикальный рост доли ОАО, где все 100% акций принадлежат государству, c 4% на начало 2004 г. до 54% к началу 2008 г.;
– сокращение удельного веса всех прочих категорий компаний с иным размером доли государства в их капитале и уменьшение вдвое численности АО, где государство обладало специальным правом на участие в управлении («золотая акция»);
– к началу 2007 г. совокупная доля АО, где государство как акционер может осуществлять полноценный мажоритарный контроль вследствие обладания контрольным или 100%-ным пакетом акций, впервые с конца 1990-х гг. превысила половину всех хозяйственных обществ с его участием, достигнув 61% к началу 2008 г.
В целом итоги приватизации 2007 г. находятся в русле тенденций изменений отношений собственности последних лет, связанных с усилением роли государства в российской экономике.

Мальгинов Г.Н. – к.э.н., зав. лабораторией проблем собственности и корпоративного управления

Пятница, 29.02.2008