Приватизационный процесс и состояние имущественных отношений в 2009 г.

Предварительные итоги 2009 г. подтвердили ранее высказывавшиеся предположения о негативном влиянии финансово-экономического кризиса на ход приватизации.


Приватизационная программа завершившегося года столкнулась с резким сокращением платежеспособного спроса вследствие ухудшения инвестиционных возможностей потенциальных покупателей государственного имущества, что привело к срыву целого ряда продаж. Некоторое увеличение их активности наметилось только с конца лета – начала осени. В сложившихся условиях было принято решение об отказе от проведения повторных аукционов, а также от продажи объектов с понижающейся ценой и без объявления цены, так как их проведение, с одной стороны, не позволило бы обеспечить требуемый уровень доходов бюджета, а с другой – повлекло бы продажу по заниженным ценам.


Всего же по данным, обнародованным Руководителем Росимущества Ю.А. Петровым в выступлении перед депутатами Государственной Думы в рамках «правительственного часа» 24 февраля 2010 г., Росимущество выручило от приватизации государственной собственности 1,93 млрд руб. (для сравнения: годом ранее эта величина составляла 7,19 млрд руб.). В 2009 г. было приватизировано всего 52 пакета акций (в 2008 г. – 209), из них половину (26) составили акции, продажи  которых были объявлены в соответствии с прогнозным планом приватизации предыдущего года (в 2008 г. таковых было 135).


Значительно упали доходы, являющиеся прямыми производными от результатов текущей хозяйственной деятельности: дивиденды от акционерных обществ (АО) с долей государства в капитале и часть прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов). На этом фоне относительно благополучно смотрелась ситуация с доходами от сдачи в аренду федерального имущества (незначительное сокращение) и земли (рост), когда государство является получателем арендной платы, не будучи вовлеченным в организацию бизнес-процессов компаний-арендаторов, взаимоотношения с которыми определяются на основании договоров, заключаемых, как правило, на определенный срок по заранее оговоренным ставкам.


Однако в целом, в отличие от 2008 г., доходы из возобновляемых источников перестали играть роль буфера: они лишь немного превысили аналогичные показатели начала 2000-х годов, когда только разворачивалась работа по реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ 1999 г. Доходы от приватизации и продажи различного имущества и вовсе оказались минимальными за все 2000-е годы.


Основными тенденциями имущественных отношений в 2009 г. стали:

  • замедление приватизационного процесса (по сравнению с 2008 г. бюджетные доходы от приватизации, полученные Росимуществом, уменьшились в 3,7 раза, а количество проданных пакетов акций – в 4 раза);  
  • преобладание в общей структуре доходов федерального бюджета от приватизации и управления государственным имуществом возобновляемых источников, доля которых год от года растет уже несколько лет подряд (даже с учетом доходов от продажи различного имущества, осуществляемого иными ведомствами помимо Росимущества);
  • продолжение интеграции принадлежащих государству активов, общие масштабы которой оказались сопоставимы с 2008 г. (всего в 2009 г. объектами приватизации посредством внесения в уставные капиталы вертикально интегрированных структур стали акции 109 АО и 216 ФГУПов, тогда как годом ранее ею были охвачены 65 ФГУПов и пакеты акций 250 АО без учета предприятий и акций АО, подлежавших включению в состав формируемых ОАО «Оборонсервис» и ГК «Ростехнологии», а также внесению в уставный капитал ОАО «Атомэнергопром»);
  • появление в российском правовом поле новой организационно-правовой формы, ориентированной на использование федерального имущества, – государственной компании, первым и пока единственным представителем которой стал общенациональный оператор федеральной дорожной сети компания «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), призванная оказывать государственные услуги и выполнять иные полномочия в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления;
  • изменение в отношении к государственным корпорациям (ГК), создание которых стало одним из новых направлений в имущественной и структурной политике государства в предыдущие два года. В Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ в ноябре 2009 г. было четко указано на то, что в перспективе все госкорпорации должны быть преобразованы в акционерные общества под контролем государства, а те из них, которые имеют четкие временные рамки работы, должны быть ликвидированы по завершении их деятельности. Вместе с тем конкретные сроки преобразования госкорпораций отсутствуют;
  • постепенное расширение практики привлечения профессиональных директоров к работе органов управления АО с участием государства в капитале (по данным Росимущества, к осени 2009 г. в советах директоров (наблюдательных советах) 253 АО,   или 7,6% компаний с федеральными пакетами акций от их общего количества на начало 2009 г., работало 563 профессиональных директора, тогда как на конец 2008 г. их насчитывалось около 50);
  • минимизация прямой имущественной экспансии государства в ходе реализации антикризисных мероприятий, когда докапитализация за счет бюджетных средств касалась в основном компаний, где государство является единственным или мажоритарным акционером (например, «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», «Российские железные дороги», «Россельхозбанк», «Росагролизинг», ведущие системообразующие компании оборонной промышленности), а потенциал возможного косвенного расширения госсектора банками и институтами развития, выступающими в качестве агентов государства при оказании поддержки тем или иным компаниям, в большой мере остается нереализованным.

Содержание предпринятых государством антикризисных мер допускает тот или иной приватизационный сценарий, находящийся в тесной зависимости от перспектив выхода российской экономики из финансово-экономического кризиса и необходимости покрытия бюджетного дефицита, что нашло свое выражение в широкой вариативности параметров приватизационной программы на текущий год.


Несмотря на первоначальные оптимистические оценки о том, что в 2010 г. от продажи федерального имущества может быть получено около 100 млрд руб., она не выглядит слишком радикальной. Федеральный бюджет от приватизации должен получить 18 млрд руб. Однако в случае принятия Правительством РФ решений о приватизации акций и иного имущества, имеющего высокую инвестиционную привлекательность, объем доходов от продажи федерального имущества может превысить 70 млрд руб.


В этом русле находятся подготовленный в конце 2009 г. Минэкономразвития РФ пакет поправок в действующий закон о приватизации, нацеленных на расширение временного горизонта приватизационной программы на плановый период, совершенствование информационного обеспечения приватизации и возможность применения электронных торгов при совершении приватизационных процедур, а также предложения о радикальном сокращении перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, обнародованные ведомством в конце марта. 


Г.Н. Мальгинов
– к.э.н., зав. лабораторией проблем собственности и корпоративного управления

Среда, 31.03.2010