Приватизационный процесс и состояние имущественных отношений в 2011 г.

В минувшем году приватизационные процессы в российской экономике существенно интенсифицировались, что нашло свое выражение как в количестве проданных активов, так и в финансовых результатах приватизации. Посткризисный экономический рост последних двух лет сопровождался серьезным увеличением бюджетных доходов, так или иначе связанных с государственным имуществом, что особенно заметно при сопоставлении с низкой исходной базой кризиса 2008–2009 гг.


Всего в 2011 г. были проданы пакеты акций 359 акционерных обществ (в 2010 г. – 134), включая 38 АО, продажи которых были объявлены в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества предыдущего года (годом ранее таковых было 14), а в отношении 143 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов) приняты решения об условиях приватизации (в 2010 г. – 62).

При всей очевидности увеличения масштабов приватизации в 2011 г. стоит отметить, что его итоги по количеству проданных пакетов акций сопоставимы с предкризисными показателями 2006–2007 гг., тогда как в середине 2000-х годов ежегодно их продавалось более 500. Еще скромнее они смотрятся применительно к приватизации унитарных предприятий, тем более что акционирование почти 2/3 из них проходило в рамках формирования интегрированных структур.

Отличительными чертами приватизации 2011 г. стали запуск механизма продажи федеральных пакетов акций с помощью определяемых правительством частных продавцов (в основном инвестиционных банков) и продажа считавшихся инвестиционно привлекательными компаний, исключенных в 2010 г. из перечня стратегических организаций (морские, речные порты и пароходства, аэропорты).

Привлечение ООО «Меррилл Линч Секьюритиз», которое еще осенью 2010 г. было определено единственным исполнителем государственного заказа по отчуждению находящихся в федеральной собственности обыкновенных именных акций ОАО «Банк ВТБ» (до 10% уставного капитала), позволило провести в феврале 2011 г. крупнейшую за все 2000-е годы приватизационную сделку по продаже 10% акций данного банка. Сумма средств от продажи составила 95,68 млрд руб.

Что касается продажи транспортных активов, то она велась с различным успехом в течение всего года. За небольшим исключением госпакеты указанной группы компаний были проданы при равенстве продажной и начальной цен. Ряд сделок не состоялся из-за отсутствия заявок или отказа покупателя от исполнения обязательств по оплате, некоторые были отменены Росимуществом ввиду истечения сроков актуальности отчетов об оценке рыночной стоимости акций и появления более актуальных финансовых показателей. В итоге наиболее весомыми (более 1 млрд руб.) оказались приватизационные сделки по продаже контрольного пакета акций аэропорта «Толмачево» (Новосибирская область, более 2,8 млрд руб.), блокирующих пакетов акций Туапсинского морского порта (более 1,61 млрд руб.) и Волжского пароходства (более 1,04 млрд руб.).

Общая сумма средств, полученных в 2011 г. от продажи приватизируемого федерального имущества, по данным Минэкономразвития РФ и Росимущества, составила 121,44 млрд руб., что примерно в 2,5 раза превысило совокупную величину поступлений из данного источника за предыдущие 4 года (2007–2010 гг.).

Данный факт обусловил радикальное изменение структуры совокупных доходов федерального бюджета от приватизации (продажи) и использования государственного имущества в пользу невозобновляемых источников, доля которых в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом возросла более чем в 2,5 раза (до 56,7%), впервые за 7 лет превысив половину. По своей же абсолютной величине результаты 2011 г. являются максимальными за все 2000-е годы не только в части доходов от приватизации (продажи) государственного имущества, но и доходов от его использования.

В числе прочих тенденций имущественных отношений в 2011 г. можно отметить:
  • резкую активизацию нормотворческого процесса по совершенствованию управления хозяйствующими субъектами с государственным участием (ФГУПы и АО с государственным участием);
  • расширение практики привлечения в органы управления акционерных компаний с долей государства профессиональных директоров, количество которых, как и численность таких компаний, выросло по сравнению с 2010 г. примерно в 1,7 раза, в результате чего охват сектора АО, акции которых находятся в федеральной собственности, привлечением профессиональных директоров (без учета АО, где используется специальное право «золотая акция»), составил более 26% (для сравнения: в 2009 г. – около 8%, в 2010 г. – более 15%);
  • исключение вице-премьеров, министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти и лиц, входящих в состав президентской администрации, из составов советов директоров акционерных обществ с государственным участием, которые они зачастую возглавляли (коснулось около 20 крупнейших компаний), при частичном их замещении независимыми директорами и профессиональными поверенными, а также сохранении выдачи обязательных директив для представителей государства по важнейшим вопросам;
  • продолжение интеграции принадлежащих государству активов, причем в больших масштабах, нежели в 2010 г. (всего в 2011 г. соответствующие решения были приняты в отношении акций 44 АО и 92 ФГУПа, тогда как годом раньше – применительно к 46 АО и 24 ФГУПам). В числе новых интегрированных структур можно назвать ОАО «Корпорация «Стратегические пункты управления», «Росгеология» и «Центральный Московский ипподром», предусмотрено в числе прочих расширение размеров Федеральной гидрогенерирующей компании и «Росспиртпрома», концернов «Созвездие» и «Моринформсистема – Агат».

Отдельно следует отметить внесение большого количества изменений и дополнений в действующий закон о приватизации, которые явились логическим продолжением важных новаций, появившихся в предыдущем 2010 г.

Большинство из них нацелено на повышение уровня конкуренции при продаже приватизируемых активов и уровня прозрачности приватизации, упорядочивание приватизационного процесса, упрочение положения новых владельцев и самих приватизированных предприятий. Другие поправки в законодательство (включая профильный закон об унитарных предприятиях) нацелены на достижение множественности вариантов трансформации хозяйствующих субъектов данной организационно-правовой формы, допуская возможность их преобразования не только в ОАО (как было ранее), но и в общества с ограниченной ответственностью (ООО), а также в автономные некоммерческие организации. Ближайшие годы должны показать, насколько успешными окажутся эти новации.

На этом фоне не так однозначно выглядят новые нормы, допускающие отчуждение имущества 15 категорий, на которое не распространяется действие закона о приватизации, не только иными федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами, и возможность осуществления от имени государства некоторых прав акционера или участника ООО для юридических лиц, привлекаемых для организации продажи приватизируемого имущества, без какой-либо формализации.

Г.Н. Мальгинов – к.э.н., заведующий лабораторией проблем собственности и корпоративного управления

Четверг, 22.03.2012