Приватизационный процесс и состояние имущественных отношений в 2015 г.

Прошедший год стал вторым годом реализации Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 1 июля 2013 г. № 1111-р.

Отличительными чертами приватизационного процесса в 2015 г. явились:
•    отсутствие продаж акций крупнейших компаний, в отношении которых конкретные сроки и способы приватизации определяются Правительством РФ с учетом конъюнктуры рынка и рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов;
•    ведущая роль независимых продавцов, привлекаемых к реализации принадлежащих государству активов, в обеспечении приватизационных доходов (сумма сделок, осуществленных ОАО Российский аукционный дом (РАД), составила 5,3 млрд руб., или более 72% всей выручки от продажи акций, что превысило совокупные результаты за 2 предшествующих года);
•    радикальное расширение приватизационной программы за счет включения в нее почти 1,2 тыс. объектов недвижимого имущества, существенным образом изменившее всю структуру приватизируемого имущества вследствие перехода от приватизации акций хозяйственных обществ, выступающих собственниками имущественных комплексов, к приватизации отдельных объектов недвижимого имущества.

Крупнейшей приватизационной сделкой года стала продажа Мурманского морского рыбного порта (все 100% акций) за 1,027 млрд руб. Также необходимо отметить большую работу в контексте принятых решений по развитию Московского авиационного узла на принципах ГЧП. В феврале 2016 г. были подписаны акционерные соглашения между государством и негосударственными акционерами в отношении консолидации аэропортовых активов в Шереметьево и Внуково, которые позволят сохранить за государством (при наличии блокирующих пакетов акций) необходимый контроль за деятельностью объединенных операторов и принятием ключевых решений.

Всего в 2015 г. были проданы пакеты акций (доли в уставных капиталах) 103 хозяйственных обществ (в 2014 г. – 107 ед.) и 38 объектов недвижимого имущества (в 2014 г. – 11 ед.), а в отношении 35 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов) приняты решения об условиях приватизации (в 2014 г. – 33 ед.). В целом такие итоги находятся в русле тенденций, наблюдавшихся в период после 2010 г., за исключением существенного увеличения продаж недвижимости.

По сравнению с итогами сопоставимого по условиям кризисного 2009 г. (проданы акции 52 обществ на 1,37 млрд руб.) можно сделать вывод о большей эффективности приватизации в 2015 г. (проданы акции 103 обществ на 7,34 млрд руб.). Росимущество связывает это с системными изменениями в организации приватизации федерального имущества и реализацией комплексных мероприятий по предпродажной подготовке и управлению приватизируемыми активами. Однако при этом необходимо иметь в виду, что с того времени имела место примерно полуторакратная инфляция, в 2009 г. более половины продаж пришлось на миноритарные пакеты, а негосударственные продавцы в проведении приватизации не участвовали вовсе.

Несмотря на очевидное негативное влияние, оказываемое на ход реализации прогнозного плана приватизации макроэкономической ситуацией и состоянием фондового рынка, Росимуществу удалось уже в первой половине ноября 2015 г. досрочно выполнить годовое бюджетное задание по приватизационным доходам, предварительно увеличенное с 3 до 5 млрд руб. (без учета крупнейших продаж). Однако в целом общая сумма сделок по продаже акций оказалась в 2015 г. меньшей по сравнению с 2014 г. примерно на 8,5% (7,34 млрд руб. против 8,02 млрд руб.).

Совокупный объем доходов федерального бюджета от приватизации (продажи) и использования государственного имущества в 2015 г. увеличился по сравнению с предшествующим годом менее чем на 8%. Их величина (304,3 млрд руб.) по своему абсолютному значению лишь ненамного уступает максимальной величине, достигнутой в 2012 г., правда, без учета средств, полученных тогда Центробанком РФ от продажи акций Сбербанка. При этом доля невозобновляемых источников в структуре совокупных доходов от приватизации (продажи) и использования государственного имущества упала более чем вдвое – до 6,5%. Эта величина стала минимальной за весь период с начала 2000-х годов. Удельный вес доходов от использования государственного имущества, напротив, возрос почти с 85,4% до 93,5% в 2015 г.

Очевидные трудности в бюджетной системе стимулировали вопрос о расширении приватизационной программы в начале 2016 г. В списке кандидатов на приватизацию части государственного пакета акций называются такие компании, как «АЛРОСА», «Башнефть», ВТБ, «Роснефть», «Совкомфлот», однако перспективы и формат конкретных сделок пока не ясны.

В наибольшей готовности к продаже находится отложенная в 2015 г. сделка по отчуждению акций ПАО «Совкомфлот», доходы от которой (12 млрд руб.) упоминались в сопроводительных документах к правительственному законопроекту о федеральном бюджете на текущий год. Сокращение в феврале 2016 г. доли государства в капитале ПАО Банк ВТБ, зафиксированной в перечне стратегических организаций, до 45% связано с необходимостью ее приведения к текущей доле владения после приобретения госкорпорацией «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) крупного пакета привилегированных акций ВТБ при сохранении корпоративного контроля со стороны государства за счет доли в голосующих акциях.

В отношении «Роснефти» противодействующим фактором является ситуация на фондовом рынке, поскольку котировки ее акций значительно уступают пороговым значениям для отчуждения, определенным еще в 2014 г. (цена первичного публичного размещения акций в 2006 г.). В отношении еще двух компаний (АЛРОСА и «Башнефть»), называемых в качестве кандидатов на приватизацию, необходимо отметить их тесную взаимосвязь с выстраиванием отношений между федеральным центром и регионами, которые ко всему прочему теперь формализованы и в акционерных соглашениях по этим компаниям, заключенными в 2013 г. и 2015 г. соответственно.

Сформулированные на уровне высшего политического руководства страны требования, необходимые для исполнения в ходе реализации государственных активов, делают проведение приватизации в обозримый период весьма непростым делом.

Речь идет о (1) строгом соответствии приватизационных сделок нормам законодательства, (2) сохранении государственного корпоративного контроля за системообразующими компаниями, (3) бюджетной эффективности и избегании продаж по бросовым ценам, (4) приоритете качества новых владельцев, которые должны обладать не только деловой репутацией, опытом работы, но и стратегией развития приобретаемой компании, (5) их нахождении в российской юрисдикции и недопустимости «серых схем», вывода активов в офшоры и сокрытия реальных собственников, (6) использовании приобретателями только собственных средств или кредитов негосударственных банков.

Все это очевидным образом свидетельствует о грядущих сложностях завершения приватизационной программы 2014–2016 гг. на ее заключительном этапе в условиях противоречивой макроэкономической ситуации, низкой инвестиционной активности в стране и внешнего санкционного давления в отношении ведущих российских компаний.

Георгий Мальгинов – к.э.н., зав. лабораторией проблем собственности и корпоративного управления

Вторник, 29.03.2016