Приватизационный процесс и состояние имущественных отношений в России

По данным, обнародованным руководителем Росимущества Ю.А. Петровым в интервью «Российской газете» от 25 марта 2009 г., в 2008 г. федеральный бюджет получил от приватизации 7,19 млрд руб. (в 2007 г. – 19,3 млрд руб.), а плановое бюджетное задание выполнено менее чем на 60%.


Всего в 2008 г. были приняты решения об условиях приватизации 213 федеральных государственных унитарных предприятий (в 2007 г. – 377) и продано 209 пакетов акций акционерных обществ (в 2007 г. – 377), не считая акций АО, подлежащих приватизации посредством внесения в уставные капиталы интегрированных структур.

Более благоприятно складывалась ситуация с доходами от управления имуществом, т.е. с возобновляемыми источниками (дивиденды, часть прибыли унитарных предприятий, поступления от сдачи в аренду имущества и земельных участков). По всем этим статьям годовое бюджетное задание оказалось перевыполненным, а их совокупная величина многократно превышала выручку от приватизации. Доходы от использования государственного имущества сыграли роль определенного буфера во многом за счет того, что поступали в период, когда кризисные явления в российской экономике еще практически не ощущались (например, дивиденды по федеральным пакетам акций выплачивались по результатам хозяйственной деятельности 2007 г.).

Основными тенденциями имущественных отношений в 2008 г. стали:
  • отставание фактической величины полученных доходов от приватизации от прогнозной, как и в 2006-2007 гг.;
  • замедление приватизационного процесса (по сравнению с 2007 г. бюджетные доходы от приватизации уменьшились в 2,7 раза, на 43-44% сократилось количество проданных федеральных пакетов акций и ФГУПов, в отношении которых приняты решения об условиях приватизации);
  • преобладание в общей структуре доходов федерального бюджета от приватизации и управления государственным имуществом возобновляемых источников, доля которых растет уже несколько лет подряд (даже с учетом доходов от продажи различного имущества, осуществляемого иными ведомствами помимо Росимущества);
  • продолжение интеграции принадлежащих государству активов в холдинговые компании, причем ее масштабы по сравнению с 2007 г. не сократились (всего в 2008 г. проходила приватизация с помощью внесения в уставные капиталы интегрированных структур 65 унитарных предприятий и акций 250 АО, тогда как годом ранее Росимуществом были приняты решения о внесении в качестве вклада в уставные капиталы интегрированных структур акций 98 АО, осуществлена приватизация 60 унитарных предприятий, а еще 8 были реорганизованы посредством присоединения);
  • в отличие от 2007 г. не создавались новые хозяйствующие субъекты в организационно-правовой форме государственных корпораций (ГК), но сфера имущественного влияния некоторых ГК, появившихся в предыдущем году, заметно расширилась (началось формирование крупного конгломерата вокруг «Ростехнологий», включающего несколько сотен федеральных пакетов акций и ФГУПов самых разных отраслей, передаваемых этой ГК в качестве имущественного взноса государства; также определился состав имущества, которым наделяется ГК «Росатом»);
  • в сфере деятельности уже существующих государственных холдингов стоит отметить формирование новой структуры электроэнергетики в результате состоявшейся ликвидации РАО «ЕЭС России» и ограничения дальнейшего прямого участия государства преимущественно инфраструктурой и гидроэнергетикой (хотя крупными акционерами ряда вновь образованных генерирующих компаний стали государственные компании, например, «Газпром», «Роснефть»), а также доведение до контрольной величины (с 37% до 51%) размера федерального пакета акций в АК «АЛРОСА», что было достигнуто за счет внесения в ее уставный капитал имущественного комплекса ПНО «Якуталмаз»;
  • стали предприниматься шаги, ограничивающие участие чиновников в советах директоров АО с участием государства в капитале путем ротации их состава с постепенным увеличением численности независимых директоров (Росимущество привлекло к участию в органах управления таких компаний более 50 профессиональных директоров и 6 управляющих компаний), что может рассматриваться не только в контексте повышения эффективности корпоративного управления, но и как подготовка к возможной продаже федеральных пакетов акций.
Влияние последних событий финансового кризиса на российский рынок корпоративного контроля остается пока не вполне ясным. С одной стороны, подешевевшие активы являются естественным объектом потенциальных слияний и поглощений со стороны как государственных, так и частных компаний. С другой стороны, уже накопленная долговая нагрузка и потеря прежней легкости доступа к заемным средствам должны объективно способствовать продажам части активов или, по крайней мере, тормозить новые приобретения.
Многое будет зависеть от масштаба и формата той государственной поддержки, которую должны получить российские банки, выбранных ими приоритетов кредитования реального сектора экономики, а также степени участия самого государства в операциях на фондовом рынке. Для тех бизнес-групп, которые не смогут получить доступ к государственной поддержке, финансовый кризис, уже резко ограничивший возможности привлечения заемных средств, станет катализатором реструктуризации с перспективой возможной смены собственников.

Что же касается перспектив продолжения приватизации с включением в соответствующую государственную программу крупных активов, сопоставимых по значению с теми, что приватизировались до 2004 г. (например, государственного пакета акций телекоммуникационного холдинга «Связьинвест», продажа которого в предыдущие годы неоднократно откладывалась), то они находятся под большим вопросом. В этой связи достаточно напомнить о том, что предыдущий финансовый кризис, поразивший российскую экономику в 1997-1998 гг., свел к минимуму приватизационные процедуры по причине многократного обесценения активов, ухода с российского рынка многих потенциальных инвесторов и политической неопределенности, хотя в то время под воздействием кризиса находились лишь некоторые emerging markets (страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки).

Также в условиях наступившего кризиса нельзя рассчитывать на стабильное поступление в бюджет доходов из возобновляемых источников, прежде всего, из-за ухудшения финансово-экономического состояния компаний с участием государства и общего сворачивания деловой активности.

Г.Н. Мальгинов – к.э.н., зав. лабораторией проблем собственности и корпоративного управления

Четверг, 26.03.2009