Проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.

24 марта 2010 г. президиум Правительства РФ рассмотрел проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. С докладом по этому вопросу выступила министр экономического развития РФ Э. Набиуллина. Основное содержание документа посвящено предстоящей работе в рамках Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном, а также постепенному переходу от кризисного протекционистского регулирования к посткризисному. 

 

Приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочный период в целом были определены Основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов. Вместе с тем мировой финансовый и экономический кризис, значительное сужение мирового и внутреннего спроса, реализация антикризисных мер, а также создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана обусловливают потребность в корректировке приоритетов таможенно-тарифной политики. Среди ключевых задач: рационализация единого таможенного тарифа и увязка развития отраслей с параметрами пошлин, укрепление институтов Таможенного союза, выработка позиции России и ее реализация механизмами Таможенного союза, облегчение процедур, «зеленый коридор» для экспорта инноваций и импорта модернизационной продукции, а также закрепление нашей страны на рынках, где она конкурентоспособна.


В прошлом году был принят целый ряд документов по Таможенному союзу. Конкретные, немаловажные для государств полномочия были переданы на наднациональный уровень. Новаций слишком много, поэтому неизбежны риски снижения поступлений импортной пошлины. Необходимо внедрение соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон и учитывать их в рамках решений наднационального органа. Надо выработать и внедрить эффективные механизмы продвижения позиции России в Таможенном союзе, усилить обоснованность предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий.

В 2009 г. правительство рассматривало повышение ввозных пошлин (на автомобили, трубы, прокат) как антикризисную меру: 10,2% импорта в страны дальнего зарубежья облагаются теперь по более высоким ставкам, 2,5% – по сниженным. В целом импорт (из стран дальнего зарубежья) упал на 36,8%, ввоз товаров, на которые пошлины выросли, – на 66,9%, на которые понижены, – на 41,4%. В мониторинге ВТО Россия – лидер среди стран, принявших наиболее вредные для международной торговли протекционистские меры. Теперь Минэкономразвития предлагает смягчать политику.

Приоритет документа – содействие инновационному прорыву и модернизации. В процессе перехода к инновационной экономике роль таможенно-тарифных мер в реализации промышленной и структурной политики должна усилиться: необходимо повысить степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, обеспечить постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств в целях сохранения конкурентной среды. Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.

Н.П. Воловик – зав. лабораторией внешнеэкономической деятельности

Пятница, 26.03.2010