Прогноз по Резервному фонду на 2011 г.

Совокупный объем Резервного фонда РФ на 1 апреля 2011 г. составил 748,53 млрд руб., что в принципе не сильно отличается от величины остатков его средств на начало года. Действительно, в I квартале 2011 г. ни поступлений нефтегазовых доходов в Резервный фонд, ни расходов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета не было.


Во многом это объясняется тем обстоятельством, что федеральный бюджет за январь-февраль текущего года был исполнен с профицитом (+0,7% ВВП), как в результате дополнительных поступлений нефтегазовых доходов при устойчиво растущих ценах на нефть, так и вследствие низких темпов освоения расходов (в частности, на 1 марта 2011 г. министерствами и ведомствами зарезервировано под целевые траты лишь 54,7% их годовых лимитов; ключевые факторы, способствующие низкой динамике расходования бюджетных средств – затягивание утверждения нормативных актов на уровне правительства, а также состояние неопределенности главных распорядителей бюджетных средств, связанной с проводимой реформой бюджетных учреждений). Однако с высокой долей вероятности можно ожидать, что уже в ближайшие месяцы профицит сменится ставшим привычным отрицательным сальдо бюджета, и вопрос об источниках финансирования дефицита бюджета вновь станет актуальным.

В целом по 2011 г., согласно прогнозам экспертов ИЭП им. Е.Т. Гайдара, при сохранении благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, при которой среднегодовая цена на нефть удержится на отметке 100 долл./барр., можно ожидать сокращения дефицита до 2,4% ВВП. Следовательно, значимость Резервного фонда в качестве ключевого источника финансирования дефицита федерального бюджета сохраняется.

Дело в том, что с точки зрения бюджетной и долговой политики наличие Резервного фонда позволяет финансировать дефицит бюджета, не прибегая к заимствованиям на рынке и не увеличивая государственный долг. Это можно осуществить путем эмиссии при одновременной стерилизации денежной массы за счет валютных интервенций с использованием внешних резервов ЦБ РФ. С учетом этого Резервный фонд в России выступает фактором, позволяющим избежать наращивания долговой нагрузки и переноса груза текущих расходов бюджета на будущие поколения.

В этих обстоятельствах вполне оправданной является позиция Минфина России относительно недопущения наращивания расходов в текущем году, что позволит использовать благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру для сбережения дополнительных нефтегазовых поступлений в Резервном фонде.

И.А. Соколов – к.э.н., зав. лабораторией бюджетной политики

Среда, 06.04.2011