Процесс отзыва лицензий у банков заметно ускорился

24 июня Банк России принял решение отозвать лицензии у двух кредитных организаций – у МАСТ-Банка, представлявшего в ЦБ РФ недостоверную отчетность, и у КБ «ТЭСТ», который был вовлечен в проведение сомнительных операций по выводу средств за пределы РФ. Таким образом, в июне ЦБ отозвал лицензии у 10 банков.

Процесс отзыва лицензий на осуществление банковской деятельности в апреле–мае 2015 г. заметно ускорился: только за апрель было отозвано столько же лицензий, сколько за весь I кв. 2015 г. (9 шт.). Еще столько же кредитных организаций лишилось права продолжать свою деятельность в мае и 10 – в июне.

Интенсивный процесс отзывов банковских лицензий привел к исчерпанию фонда обязательного страхования и возникновению опасений относительно стабильности системы страхования вкладов.

Последние опубликованные данные о размере фонда относятся к 30 марта. Тогда размер фонда составлял 84,7 млрд руб. При этом часть средств уже была зарезервирована для выплаты по наступившим на тот момент страховым случаям. За вычетом этого резерва размер фонда оценивался в 69 млрд руб. В апреле–мае 2015 г. в фонд обязательного страхования должны были поступить взносы от банков за I кв. 2015 г. По нашим оценкам, их величина могла составить 18,7 млрд руб. Таким образом, потенциальный объем средств фонда, доступный для выплаты возмещения вкладчикам во II кв. 2015 г. составлял около 88 млрд руб.

В ближайшее время регулярных взносов банков в систему страхования, даже с учетом введения со 2-го полугодия 2015 г. дифференцированных отчислений, не будет хватать на выплаты вкладчикам. Это означает, что как стабильность банковского сектора, так и доверие вкладчиков к банкам будут зависеть от возможностей государства по поддержке Агентства по страхованию вкладов.

Суммарная ответственность АСВ по вкладам в банках, у которых лицензия была отозвана в апреле–мае, составила 60 млрд руб. Из этой суммы 54 млрд руб. пришлось на два банка: Транснациональный банк (лицензия отозвана 13 апреля) – 16,2 млрд руб. и Транспортный банк (лицензия отозвана 20 мая) – 37,6 млрд руб. Это означает, что к концу мая размер фонда за вычетом резерва по наступившим страховым случаям уменьшился до 28 млрд руб. При этом после отзыва лицензии у банка Транспортный в средствах массовой информации появились сообщения, что средства фонда обязательного страхования будут исчерпаны после выплат вкладчикам этого банка. Такие оценки, однако, не учитывали два аспекта. Во-первых, поступления взносов за I кв. 2015 г., во-вторых, то, что выплате подлежат не все вклады, а только их часть (обычно чуть меньше 90% общего объема вкладов). Как мы только что показали, к началу июня у АСВ еще оставался определенный запас, который позволял продолжать выводить с рынка банки, не устраивающие регулятор.

Еще три лицензии были отозваны 1 июня. Суммарный объем средств населения в этих банках по состоянию на последнюю отчетную дату (1 мая 2015 г.) достигал 16 млрд руб. Данных о размере страховой ответственности по вкладам населения в этих банках пока опубликовано не было. Исходя из соотношения ответственности АСВ и депозитной базы банков, с отозванными лицензиями (88% в 2014 г., 89% в 2015 г.), суммарный размер ответственности по этим трем банкам может достигнуть 14 млрд руб., что составляет половину оставшихся средств в фонде обязательного страхования к началу июня 2015 г. с учетом уже наступивших страховых случаев.

На последнем заседании совета директоров Агентства по страхованию вкладов была одобрена возможность обращения в Банк России с просьбой о предоставлении кредита в размере до 110 млрд руб. на срок до 5 лет. Кроме того, согласно законодательству в случае возникновения дефицита фонда обязательного страхования АСВ имеет право обратиться к Правительству за выделением бюджетных средств на покрытия дефицита фонда. Таким образом, в ближайшее время вкладчики потенциальных проблемных банков сохранят возможность получения страхового возмещения. Однако возникает вопрос, надолго ли хватит запрошенной у регулятора суммы.

За неполные два года с 1 июля 2013 г. объем ответственности АСВ превысил 400 млрд руб. При этом взносы банков за тот же период составили 133 млрд руб. Причем большая часть отзывов лицензий и, соответственно выплат возмещения пришлась на 2013–2014 гг., когда проблемы банков связанные с валютным кризисом и рецессией в экономике еще не проявились. Как показывает опыт 2008–2009 гг. в кризис количество проблемных банков заметно возрастает. Так, за первые три квартала 2008 г. было отозвано 14 лицензией (меньше 5 в среднем за квартал), а в IV кв. 2008 г. – 62, и еще 15 банков подверглись процедуре финансового оздоровления (12 банков с отозванными лицензиями в среднем за квартал, или 15 с учетом санации). Даже при сохранении интенсивности вывода проблемных банков с рынка и возмещения вкладчикам на уровне первых месяцев 2015 г. запрошенных у Банка России 110 млрд руб. хватит как раз до конца текущего года.

Еще около 37 млрд руб. должно поступить в качестве взносов от банков, если оценивать по базовой ставке (0,1% от средней депозитной базы за квартал). С 1 июля 2015 г. начнет действовать дифференцированная ставка отчислений в фонд обязательного страхования в зависимости от уровня процентных ставок по депозитам. Максимальная ставка может достичь 0,25% от средней депозитной базы за квартал. Но в 2015 г. будет только одно поступление взносов от банков по дифференцированной ставке. В III кв. поступят взносы, еще рассчитанные по депозитной базе II кв. и единой базовой ставке. Кроме того, учитывая тот факт, что около 60% вкладов приходится на крупнейшие госбанки, которые предлагают заведомо более низкие процентные ставки, то общий эффект введения дифференцированных ставок не сильно повлияет на величину отчислений. По нашим оценкам, суммарные дифференцированные отчисления окажутся на 10–15% выше, чем по базовой ставке, что даст дополнительно 2,5–3 млрд руб. поступлений.

Таким образом, основным источником пополнения фонда в ближайшее время останутся средства Банка России или бюджета. Поскольку важность стабильности банковской системы и сохранности средств частных вкладчиков не подвергается сомнению, дополнительных взносов в систему страхования бюджетных средств в перспективе двух-трех лет не избежать.

Михаил Хромов – директор Центра структурных исследований

Среда, 24.06.2015