Реформа трудового законодательства и производительность труда

На конференции Российского союза промышленников и предпринимателей «Человеческий капитал как средство модернизации экономики» 13 апреля 2010 г. выступил Президент Группы «Онэксим», Председатель Комитета РСПП по рынку труда М.Д. Прохоров с предложениями по реформированию трудового законодательства, получившими широкий резонанс в деловой прессе.

 

В его докладе, озаглавленном «Стратегические задачи управления человеческим капиталом», были представлены следующие основные тезисы о подлежащих реформированию недостатках российского трудового законодательства:

  • Действующее законодательство сдерживает рост производительности труда, ставя работодателя в неконкурентные условия по срокам увольнения и его стоимости (5 месяцев на всей территории РФ и 8 месяцев для регионов Крайнего Севера).
  • Законодательство не позволяет эффективно оформлять новые формы трудовых отношений, связанные с развитием инновационной экономики, например, с использованием дистанционных рабочих мест и пр.
  • Установленный в законодательстве перечень оснований для заключения срочных трудовых договоров и введения гибких графиков работ существенно ограничивает их использование.
  • Установленные трудовым законодательством нормы, регулирующие рабочее время и время отдыха, предоставление работникам льгот и компенсаций являются существенно завышенными по сравнению с аналогичными нормами в законодательстве стран ОЭСР (фонд рабочего времени шахтера Канады на 40% больше годового фонда рабочего времени аналогичного рабочего, занятого в тех же северных широтах на шахтах России).
  • Переводы на другую работу в связи с технологическими изменениями излишне «зарегламентированы» и сдерживают необходимые инновации.
  • Для обеспечения эффективной занятости работников старшего возраста практически отсутствуют возможности применения гибких графиков работы, неполной занятости, упрощенных процедур приема и увольнения и т.д.

Наиболее острая дискуссия развернулась вокруг первого и четвертого тезисов доклада. Их возможная реализация может вызвать существенное противодействие со стороны общественных организаций. Так, Федерация независимых профсоюзов уже выразила свое негативное отношение к этой инициативе. Следует отметить, что действующие нормы трудового законодательства, касающиеся порядка увольнения работников, а также регулирования времени их труда и отдыха, и сейчас нередко нарушаются работодателями, в связи с чем их трудно признать эффективной гарантией прав работника. Тем не менее, до последнего времени они оставались важным правовым ориентиром, отказ от которого может существенно ухудшить правовое положение граждан.

 
Согласно п. 2 ст. 55 Конституции РФ, «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Таким образом, существует вероятность признания любых законопроектов, ухудшающих правовое положение работников, неконституционными. 


Не стоит забывать и о том, что предлагаемые изменения рассматриваются в контексте достижения цели увеличения производительности труда. В связи с этим важнейшим представляется следующий тезис доклада: «В 2008-2009 гг. происходит падение доходов и заработной платы. Возможна высокая производительность труда при низкой, но растущей заработной плате (например, Китай), но невозможен рост производительности при падающей заработной плате (Россия)». Это фактор, вкупе с упомянутым выше отсутствием условий для трудовой реализации представителей старшего поколения – как в силу констатированного М. Прохоровым неразвитости правого регулирования, так и в силу фактической дискриминации представителей старшего поколения при приеме на работу – является существенным препятствием к увеличению производительности труда и внедрению инновационных подходов к производительности. 

 

Д.А. Казанцев – старший юрист-аналитик лаборатории экспертизы и разработки нормативно-правовых актов

Суббота, 17.04.2010