Российская промышленность: прежние проблемы в новом году

Более года назад российская промышленность вошла в фазу затухающего роста. Сопоставление динамики выпуска и цен на промышленную продукцию дает возможность оценить текущую эффективность стимулирования роста промышленности.


По итогам января–ноября 2013 г. выпуск российской промышленности выше предкризисного уровня примерно на 4,3%, цены производителей – на 43%.

Рис. 1.  

Прирост выпуска и цен производителей промышленной продукции за пять лет, %

 
Источник: Росстат, расчеты ЦСИ

Развитие промышленного производства происходит в условиях опережающего роста тарифов. Так, при сопоставимом с январем–ноябрем 2008 г. объеме выпуска в производстве и распределении электроэнергии, газа и горячей воды, цены на эту продукцию выросли более чем на 60%.

Умеренный и стабильный рост добычи полезных ископаемых (6,8% к предкризисному периоду) происходил в условиях заметного улучшения мировой конъюнктуры цен на энергоносители, следствием чего стало 77%-ное повышение цен производителей.

При этом в обрабатывающих производствах прирост выпуска и увеличение цен на промышленную продукцию существенно ниже. За пять лет, включающих в себя периоды острой фазы кризиса, коррекционного роста и затухающего роста, их выпуск увеличился на 3,1%, цены производителей – на 30%.

Лучшую динамику выпуска (рост на 16,1%) и умеренный рост цен (на 31%) за пять лет демонстрировали производства, участвующие в переработке углеводородов (химическое производство, производство кокса и нефтепродуктов, производство резины и пластмассовых изделий). Сопоставимо выросли производство и цены производителей транспортных средств и оборудования.

Меньший рост (на 8,1%) отмечался в производствах продукции потребительского спроса, при этом стимулирование потребительского спроса как государственными программами, так и банковской системой в значительной степени способствовало активному росту цен производителей (почти на 45% за пять лет).

Наиболее сложная ситуация в производствах продукции инвестиционного спроса (в производстве машин и оборудования, производстве электрооборудования и производстве прочих неметаллических минеральных продуктов). Нестабильная и затухающая инвестиционная активность предприятий экономики России, низкий инвестиционный спрос обуславливает одновременные спад производства и низкий рост цен на эту промышленную продукцию. Выпуск производств продукции инвестиционного спроса ниже предкризисного уровня на 14,4%, цены увеличились за пять лет менее чем на 25%, то есть радикально ухудшились не только их производственные, но и финансовые показатели.

Наконец, далек от преодоления кризис в комплексе ЛДЦБ (обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность). Выпуск этих производств ниже предкризисного уровня на 9%, поэтому прежняя модель роста, ориентированная на экспорт необработанной древесины, пока не сменилась новой, ориентированной на ее переработку в России.

Таким образом, стимулирование потребительского спроса по-прежнему влияет на рост цен на промышленную продукцию. В условиях существующего бизнес-климата все сложнее сбалансировать меры активизации промышленного роста и задачу сохранения инфляции на низком уровне. Преодоление инвестиционной паузы и оживление инвестиционной активности, как минимум, в начальной ее стадии будет иметь результатом быстрый рост цен с незначительным увеличением выпуска оборудования и строительных материалов. Предшествовать выходу этих производств на тренд поступательного роста будут первоначальное улучшение их финансового положения, а также модернизация производства. Поиск качественно новой модели роста комплекса ЛДЦБ затруднен очевидной нехваткой ресурсов для организации новых производств или модернизации действующих. В условиях медленного выхода мировой экономики из кризиса, а также базовой задачи сохранения инфляции на низком уровне набор мер стимулирования роста российской промышленности весьма ограничен. Важно повысить действенность этих мер, усилить эффективный отклик экономики на расширение спроса, то есть значительно улучшить бизнес-среду в направлении роста конкуренции на рынках, а также повышения инвестиционной привлекательности экономики. Институциональные меры, структурные преобразования экономики становятся главным (если не единственным) направлением стимулирования ее роста.

О.Б. Березинская – ведущий эксперт Центра структурных исследований

Понедельник, 13.01.2014