Российский оружейный экспорт

Согласно опубликованным Росстатом 26 февраля статданным о состоянии внешней торговли, в 2014 г. российский экспорт машин, оборудования и транспортных средств составил 26 млрд 329 млн долл. США, или 5,3% от всего экспорта при экспорте топливно-энергетических товаров на 345 млрд 445 млн долл. (69,5% экспорта).

При общем сокращении экспорта на 5,8% экспорт указанной высокотехнологичной продукции сократился на 8,9%.

При этом ситуация с экспортом продукции военного назначения (ПВН) выглядит лучше, чем в целом: при плане на прошлый год в 13 млрд долл. США удалось поставить за границу ПВН на сумму, превышающую 15 млрд долл. Об этом и о подписании новых контрактов «на сумму почти 14 миллиардов долларов» было заявлено президентом страны на заседании Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества в конце января. Таким образом, российский оружейный экспорт составил немногим более половины (57%) от экспорта машин, оборудования и транспортных средств, или 3,0% от экспорта в целом, сократившись относительно рекордного показателя 2013 г. (15,74 млрд) всего на 4–4,5%.

В структуре экспорта доля ПВН превосходит долю древесины и целлюлозно-бумажных изделий (2,3% от экспорта), но уступает долям продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (3,8%), а также цветных металлов и изделий из них (3,2%).

Произошедшее в 2014 г. незначительное сокращение портфеля экспортных заказов на ПВН с 49 до 48 млрд долл. выглядит в настоящее время абсолютно некритичным.

Успех российских экспортеров ПВН, хотя и относительный, весьма примечателен – ведь всего за две недели до Нового года помощник президента РФ по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин заявил об экспорте вооружения «на более чем 13 миллиардов долларов», т.е. фактическом выполнении плана экспорта. После чего до конца года произошел сверхплановый (или был зачтен по факту осуществленный ранее) экспорт ПВН на сумму около 2 млрд долл., скорее всего, за счет поставки из наличия Минобороны России.

Выполнение плана экспорта ПВН в 2015 г., увеличенного по сравнению с прошлым годом примерно на 2 млрд долл., будет определяться не столько западными санкциями в отношении России, сколько возможностями российского оборонно-промышленного комплекса одновременно удовлетворить быстрорастущий спрос со стороны как иностранных заказчиков (соответствующий прирост планового спроса 15%), так и «родного» Минобороны (прирост государственного оборонного заказа не менее 30%)1.

Василий Зацепин — к.воен.н., зав. лабораторией военной экономики

 

1Оценка по закрытой части расходов раздела «Национальная оборона» на 2015 г. в соответствии с федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ и «Бюджетом для граждан» к федеральному закону о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Пятница, 27.02.2015