Россию ждут разбирательства в ВТО

В соответствии с соглашениями по присоединению России к Всемирной торговой организации наша страна в ближайшие годы должна будет снизить ставки ввозных таможенных пошлин на различные автомобили.


При этом снижение не является очень большим. Так, на подержанные малолитражные автомобили, с момента выпуска которых прошло свыше 5, но не более 7 лет, ввозная пошлина должна снизиться с 25%, но не менее 0,5 евро за куб. см объема двигателя до 20%, но не менее 0,4 евро за куб. см объема двигателя; на подержанные грузовые автомобили – с 15% до 10%.

От такого снижения, безусловно, должны выиграть и российские потребители, для которых рост цен на иностранные автомобили будет снижен, и те производители, которые используют грузовую технику в качестве средства производства. Проигрывают от этого российские автомобилестроители, которые получают дополнительное конкурентное давление со стороны и без того конкурентоспособных иностранных производителей. Кумулятивный результат такого снижения будет положителен: несмотря на множество разногласий, экономисты в целом согласны с тем, что либерализация торговли оказывает положительное влияние на совокупное общественное благосостояние – выигрыш потребителей импортируемых товаров будет всегда больше проигрыша производителей. При этом ресурсы, используемые в неэффективных отраслях, в том числе и трудовые, могут со временем переместиться в более эффективные сектора, способные выпускать конкурентоспособную продукцию на мировых рынках.

Одновременно с присоединением к ВТО российские власти приняли решение ввести дополнительный налог на импортируемые автомобили – утилизационный сбор. Этот сбор касается новых и подержанных автомобилей всех категорий: легковых, коммерческих, грузовых. Его обязаны будут платить и компании-импортеры, и физические лица, ввозящие иномарки.

Введение утилизационного сбора – это попытка российских властей компенсировать снижение тарифной защиты отечественной автомобилестроительной промышленности в обход правил ВТО. Согласно этим правилам, нельзя таким способом вводить дополнительные меры протекционизма для сохранения конкурентоспособности отечественной промышленности. Сейчас в международной торговле наступает период, когда все тарифы постепенно сводятся до нуля, а на первый план выступают как раз меры нетарифного или технического регулирования. Все страны стараются использовать на грани фола различные технические требования. В то же время утилизационные сбор – не очевидное нарушение правил, поскольку не происходит повышения ввозных импортных пошлин, значение которых жестко оговорено в соглашениях по присоединению России к ВТО. Теперь, по всей видимости, Россию ждут разбирательства в Комиссии по урегулированию споров ВТО. Не исключены встречные иски, дополнительные антидемпинговые расследования в отношении российских компаний. Все это – не самое лучшее начало членства в международной организации.  

А.Ю. Кнобель – к.э.н., зав. лабораторией международной торговли

Среда, 28.11.2012