Руководство российского ОПК уверенно идет по кругу

На состоявшейся 19 ноября встрече президента В. Путина с вице-премьером Д. Рогозиным последний заявил о размещении гособоронзаказа Минобороны текущего года на 94,3%.


Судя по этому, ситуация с гособоронзаказом за год, прошедший после личного вмешательства В. Путина в подписание контрактов с ОСК, ухудшилась, ведь тогда, в 2011 г. Минобороны уже в октябре добилось 95% размещения. Да и фактическое прекращение публикации Минпромторгом статистики ОПК – опубликованная еще в мае и последняя на данный момент относится к первым четырем месяцам 2012 г. – наводит на не самые лучшие мысли.

Нам трудно согласиться с утверждением Д. Рогозина, что «по финансовым цифрам все выглядит намного пристойнее, чем в прошлом  году…» – видимо, он не учитывает в этих «финансовых цифрах» рост цен на продукцию военного назначения, который даже без учета информации, ограниченной к распространению, существенно опережает соответствующие прогнозы Минэкономразвития, не говоря уже об ИПЦ. Например, для прошлого года величина соответствующего индекса составила 109,0%, т.е. факт превысил исходный прогноз на 2,1 п.п.

И тут трудно сказать, «всего» или «целых» 2,1 п.п., потому что мы не знаем всей картины роста цен с учетом информации, ограниченной к распространению. Однако ясно, что российские производители давно уже догадались, как использовать в свою пользу полную секретность гособоронзаказа.

Удивительно, но тот же Д. Рогозин еще 10 апреля на заседании рабочей группы по формированию системы «Открытое правительство»  продемонстрировал прекрасное понимание того, что «часто цена подскакивает именно из-за того, что в цепочке находится какой-то один хмырь, который производит один-единственный болт, производящийся в стране, его никак не обойдешь, и он в этот болт свой закладывает все свои «хотелки», не говоря уже про убытки и все остальное», и даже того, что «за счет так называемой секретности мы не даем возможности потенциальному партнеру, приходящему из частного бизнеса, понимать объем услуг и объем продукции, которую производит весь оборонно-промышленный  комплекс».

Поэтому уверение вице-премьера 19 ноября в том, что проблема «прежде всего в системном планировании оборонзаказа», выглядит, по крайней мере, странно и представляется свидетельством деградации его позиции. Не более обоснованно прозвучали и упования руководства российского ОПК на то, что переход Рособоронзаказа в ведение правительства, специальный указ президента о правилах формирования программы вооружений (в дополнение к соответствующим правилам, утвержденным постановлением правительства еще в период вице-премьерства С. Иванова), а также принятие обновленного закона о гособоронзаказе как-то смогут поправить ситуацию. Как известно, во все прошлые разы подобные меры никакого эффекта не дали, а их было много – напомним, что для президента следующая государственная программа вооружений будет уже четвертой.

Никакой «тщательный анализ материаловедческих (sic!), технологических возможностей промышленности» без эффективной, а значит, открытой статистики заказов, цен и поставок по гособоронзаказу ни к чему не приведет, и ситуация в российском ОПК будет продолжать оставаться в режиме ручного управления.

Похоже, пришло время президенту В. Путину вспомнить свои слова о новом отношении к принципам обмена информацией, о пересмотре устаревших подходов к защите секретов и даже о «прозрачной военной экономике».

В.Б. Зацепин – к. воен. н., зав. лабораторией военной экономики


Вторник, 20.11.2012