С вступлением в ВТО Россия должна увеличить бюджетную поддержку АПК

Вступление в ВТО потребует существенной  корректировки аграрной политики России. Выполнение основных требований ВТО приведет к сокращению импортных пошлин, соответственно уменьшатся поступления в бюджет за счет пошлин, сократятся трансферты от потребителей производителям.


В 2008–2010 гг. совокупная поддержка сельского хозяйства России составила 621,8 млрд руб., в том числе от потребителей сельхозпродукции – 481,8 млрд руб. и из бюджета – 140 млрд руб. (расходы бюджета 328,4 млрд руб. минус поступления в бюджет благодаря мерам поддержки – 188,5 млрд руб.).

Стоит отметить, что в России явное предпочтение отдается поддержке сельхозпроизводителей. В 2010 г. на их долю приходилось почти 85% всей совокупной поддержки. Остальная часть поддержки направляется на общие меры.

Совершенно иной была структура совокупной поддержки в 2010 г. в США: более 50% средств использовалось на общие меры поддержки, около 30% – на поддержку потребителей и менее 20% – на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции.

Источниками средств совокупной поддержки сельского хозяйства являются налогоплательщики (бюджет) и потребители сельскохозяйственной продукции. Российская аграрная политика последнего десятилетия привела к тому, что основным источником средств для совокупной поддержки стали потребители продукции сельского хозяйства. На их долю в 2010 г. приходилось 68,7% совокупной поддержки, а за счет бюджета обеспечивалось лишь 31,2%. Для сравнения: в США доля бюджета в совокупной поддержке составляла 98%, в ЕС – 86,8%.

Главным направлением корректировки аграрной политики России после вступления в ВТО должно стать изменение источников поддержки сельского хозяйства: сокращение трансфертов потребителей и увеличение выплат из бюджета.

Если предположить, что объемы поддержки сельского хозяйства России после вступления в ВТО сохранятся, а по структуре источников поддержки Россия приблизится к ЕС, то выплаты из бюджета необходимо будет увеличить почти в 3 раза (со 140 до 497 млрд руб.). При этом меры желтой корзины не должны превышать 4,4 млрд долл. Это означает, что для сохранения сложившегося уровня защиты производителей сельскохозяйственной продукции необходимо увеличить финансирование через меры зеленой и голубой корзин примерно на 12 млрд долл. Без такого увеличения производители окажутся в неравных условиях конкуренции и могут потерять позиции на внутреннем и внешнем рынках.

Также необходимо будет усовершенствовать структуру поддержки за счет уменьшения доли расходов на непосредственную поддержку производителей и увеличения затрат на общие меры поддержки. Предстоит изменить механизмы поддержки: сократить продуктово-специфические субсидии, выплачиваемых в зависимости от объемов производства и искажающих рынок, и увеличение субсидий, относимых ВТО к зеленой корзине.

Безусловно, необходимо поставить цель повышения конкурентоспособности производителей на внутреннем и внешнем рынках, прежде всего за счет модернизации и создания благоприятных условий для бизнеса.

В.Я. Узун – д.э.н., ведущий научный сотрудник лаборатории аграрной политики

Четверг, 18.10.2012