Сберегательные счета как альтернатива НПФ

11 марта 2010 г. газета РБК-daily опубликовала статью, сообщающую о дискуссии вокруг возможности создания индивидуальных сберегательных счетов, которые будут управляться брокерскими и управляющими компаниями1. Такие счета, по мнению специалистов Института современного развития (ИСР), могут стать для граждан альтернативой негосударственным пенсионным фондам, а деятельность самих НПФ, как следствие, приобретет более рыночный характер. 

 

 ИСР предлагает ввести индивидуальные сберегательные счета для граждан, которые хотели бы накопить прибавку к будущей пенсии. Предполагается, что граждане смогут перечислять добровольные отчисления не в НПФ, а на индивидуальные счета, которыми будут управлять УК и брокерские компании. При этом владельцам счетов предоставят право выбирать различные инвестиционные стратегии, забрать же свои деньги они смогут только по достижении пенсионного возраста. 


По мнению авторов идеи, такие счета будут интересны тем, кто хотел бы самостоятельно принимать решения по инвестированию своих средств. Сейчас все средства, полученные НПФ в рамках добровольного пенсионного страхования, инвестируются согласно Постановлению Правительства № 63 «Об утверждении правил размещения средств пенсионных резервов НПФ и контроля за их размещением». В итоге, как указывается в документе, если граждане получат право выбора между НПФ и ИСС, то это позитивно скажется на рынке: работа пенсионных фондов «станет более рыночной», и они снизят издержки за обслуживание пенсионных резервов.

Чтобы заинтересовать граждан, предлагается предоставить им налоговые преференции. Например, в виде налоговых вычетов из подоходного налога или из налога на прибыль, если платежи по добровольному пенсионному страхованию делает работодатель. Максимальный размер вычета — не более 500 тыс. руб. в год.

В упомянутой статье РБК-daily приводятся как аргументы в пользу перспективности идеи индивидуальных сберегательных счетов, так и доводы о малой привлекательности такого инструмента для граждан.

Однако в связи с озвученной идеей возникают два немаловажных вопроса.

Во-первых, в рамках данной идеи предусматривается направление на сберегательные счета даже не накопительной части пенсии, а лишь дополнительных пенсионных отчислений. В этом контексте не вполне ясно, чем сберегательные счета, даже при условии возможных налоговых льгот, могу быть привлекательнее для гражданина чем ныне существующие долгосрочные банковские депозиты с их фиксированными процентными ставками, позволяющими компенсировать инфляцию если не полностью, то хотя бы в значительной части. Кроме того, банковские депозиты позволяют воспользоваться собственными накоплениями в любое удобное для гражданина время, обусловленное его субъективной необходимостью, а не наступлением законодательно установленного пенсионного возраста. Последний фактор приобретает особенное значение в контексте дискуссии об увеличении пенсионного возраста до уровня, который не позволит будущему пенсионеру воспользоваться ни средствами обязательных, ни средствами дополнительных пенсионных накоплений.

Во-вторых, при обсуждении данной идеи необходимо помнить, что труд большинства граждан Российской Федерации в настоящее время оплачивается на уровне, позволяющем удовлетворять лишь самые необходимые жизненные потребности, а работодатели, со своей стороны, за редчайшем исключением не горят желанием финансировать даже минимальный «социальный пакет». Как следствие, по оценкам Всероссийского центра уровня жизни, около 100 млн граждан России относятся к категории «беднейшие» либо «живущие на грани бедности»2. В этих условиях неясны источники, из которых могли бы поступать средства для финансирования дополнительных пенсионных накоплений, будь они в НПФ или на ИСС.

Вероятнее всего, в том числе и в силу названных причин, дискуссию вокруг ИСС в настоящее время не имеет смысла выводить из теоретической плоскости. Определенную перспективу для названного механизма может представлять лишь законодательное разрешение по размещению в ИСС средств накопительной части трудовой пенсии, что, со своей стороны, требует детального обсуждения и тщательной проработки законодательных новелл, связанных с возможной реализацией данной идеи.

Д.А. Казанцев – старший юрист-аналитик лаборатории экспертизы и разработки нормативно-правовых актов

 

1 http://www.rbcdaily.ru/2010/03/11/finance/463725
2 http://www.rg.ru/2007/02/09/vcuzh-bednost.html

Вторник, 16.03.2010